Научение: понятие, особенности, виды
Научение - это одно из основных понятий в этологии (науке об изучении поведения), которое означает процесс приобретения (а также и результат этого процесса) индивидуального опыта, знаний, умений и навыков. В результате научения у организма формируется выученное поведение.
В советский период развития психологии данное понятие было применимо исключительно по отношению к животным - в советских учебниках данное понятие заменялось на «усвоение», хотя оно имеет разительно иной смысл, предполагая интериоризацию уже готовых форм поведения. Научение же отражает процесс становления новых видов поведения, поэтому оно является важным и для психологии человека в том числе.
Для животных научение - это одна из основных форм приобретения опыта, поскольку генетически заложенные формы поведения (инстинкты) являются довольно ригидными и не способствуют выживанию в изменяющихся условиях. Возможности к научению выявляются у тех видов, которые далеко продвинулись в своем эволюционном развитии: зачатки обнаруживаются даже у червей, в средней степени выраженности у рыб и рептилий, наиболее продвинутые виды - птицы, шимпанзе.
У человека, как известно, нет инстинктивных форм поведения, поэтому практически с рождения ему нужно вырабатывать такие формы поведения, которые позволили бы ему адаптироваться к окружающей среде. У шимпанзе, как близких родственников человека, также практически не наблюдается инстинктивных форм поведения.
Единственные формы поведения, которые проявляются у человека непроизвольно с момента рождения - рефлексы: сосательный, хватательный, глотательный, чихательный, мигательный и т.д. Однако в ходе онтогенеза научение выходит на первый план, затем уступая место учению.
Подведем итог, для животных, научение - это процесс видоизменения врожденного опыта и приспособления к окружающей среде, а для человека - это процесс формирования новых форм поведения, направляемый мотивацией и целями
Теории научения
В психологии существует большое количество теорий научения. Можно сгруппировать их следующим образом:
- Зарубежные теории: бихевиоральные теории, в рамках которых научение рассматривается как процесс ассоциирования стимулов на основе готовности, последовательных упражнений, подкреплений и различных типов смежности; теории, в рамках которых научение рассматривается как результат изменения психического отражения условий деятельности (в ходе пассивного установления новых связей, реструктуризации исходного целостного опыта в когнитивных образцов, изменении психологических структур, участвующих в научении.
- Отечественные теории: в рамках данных теорий, научение - это результат познавательно направляемого процесса усвоения личностью социально-культурного опыта
Основные сложности, связанные с теориями научения, строятся вокруг того, что относительно недавно это понятие стало применяться в широком контексте. Поэтому, на уровне понятий довольно смешанными остаются такие конструкты, как: научение, учение и обучение. Отмечают, что отличительными особенностями научения и учения является наличие цели: научение всегда предполагает некий конечный результат, а учение же может его и не подразумевать. Порой, чтобы подчеркнуть результат учения, говорят как раз-таки о научении. Обучение, как отмечают, это целенаправленный и организованный процесс научения.
Второй проблемой является соотношение процессов созревания и научения: с одной стороны, научение бесспорно опирается на законы биологического созревания, но с другой стороны и само научение влияет на ход и темп биологического созревания.
Третьей проблемой является выявление общих законов и закономерностей научения, что является основой для выявления закономерностей формирования более частных навыков и умений.
Четвертой проблемой является вопрос классификации видов научения, выделения условий и механизмов их формирования.
Типы научения. Реактивное научение
Наиболее подробная классификация видов научения разработана В. Д. Шадриковым. Он выделяет два основных вида научения:
- Ассоциативное - оно характеризуется образованием связей между элементами реальности, поведенческих физиологических или психологических проявлений на основе их смежности (физической, психической или функциональной). И. П. Павлов одним из первых занялся изучением этого вида научения на экспериментах с собаками, сформулировав принцип условного рефлекса: изначально нейтральный стимул, сопряженный с биологически значимым процессом, становится в итоге триггером для этого события, вызывая рефлекторное поведение.
- Интеллектуальное - оно характеризуется образованием существенных связей, основанных на структуре отношений между элементами и их отношениями друг к другу
Ассоциативное научение, в свою очередь тоже подразделяется на два подвида:
- Рефлекторное: сенсорное (усвоение новых биологически значимых свойств предметов окружающего мира), моторное (выработка новых биологически важных реакций на сенсорные стимулы в момент реализации действия) и сенсомоторное (выработка новых действий или приспособление к новым условиям).
- Когнитивное: научение через знания (выявление новых свойств предметов, имеющих значение для деятельности), через навыки (формирование программы действий, направленных на достижение определенной цели) и через действия (реализация знаний и навыков).
Интеллектуальное научение также подразделяется на два выше указанных подвида:
- Рефлекторное: научение через отношения (выделение отношений элементов ситуации друг к другу), научение через перенос (перенос уже имеющегося поведения в новую ситуацию), научение через знак (ответ идет не на свойство самого предмета, а на то, что это предмет обозначает).
- Интеллектуальное: научение понятиями (понятия отражают существенные отношения реальности, закрепленные в словах), научение мышлением, научение умениям (способы регуляции собственных действий сообразно цели и ситуации).
Реактивное научение является рефлекторным подвидом ассоциативного научения
Пассивное (реактивное) научение - это тип научения, который реализуется субъектом без приложения к тому конкретных усилий или действий. Это пассивное реагирование на изменяющиеся обстоятельства, которые оставляют в памяти нейронные следы.
К пассивному научению относят следующие подвиды: привыкание (или угасание ориентировочного рефлекса). Этот вид пассивного научения характеризуется тем, что при многократном воздействии стимула, который не имеет биологического значения, реакция на него начинает затухать и происходит привыкание.
Другим видом пассивного научения является сенсибилизация - это усиление реакции организма на воздействующих стимул при многократном повторении, если он вызывает неприятные ощущения.
Импринтинг также является видом пассивного научения - это особая форма ассоциативного научения, выражающаяся в запечатлении окружающей действительности. Наиболее характерна для новорожденных животных: птенцов, щенков и т.д. Запечатление может происходить относительно образов и объектов: сородичей, вида пищи, дома и т. д.
Разновидностью импринтинга является усвоение поведенческих форм (имитационное поведение), что наиболее ярко проявляется при половом импринтинге - половое поведение особей внутри своего вида.
Реакция следования - также разновидность импринтинга, которая проявляется в том, что детеныш животного будет следовать за тем, кого первым увидел после своего рождения. Интересно, что эквивалентом такой реакции у людей считается улыбка (комплекс оживления).