Развитие воображения и творчества — это процесс, который начинается в трехлетнем возрасте путем становления словесных форм воображения. В это время воображение начинает выступать в качестве самостоятельного психического процесса. В 4-5 лет дети начинают составлять в уме план предстоящих действий, а к 6-7 годам воображение уже носит активный характер.
Особенности воображения детей
Развитие воображения происходит в течение всей жизни человека. Это характерно для его деятельности и определяется влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для совершенствования воображения требуется накопление соответствующего опыта, расширение перечня представлений об окружающем мире.
В более ранней психологии существовало неправильное мнение, что воображение достигает своего расцвета в младшем возрасте, а затем происходит его постепенное отмирание, поскольку оно уступает место трезвому мышлению. По этому поводу выдвинул свое мнение русский педагог и психолог К. Д. Ушинский. Он писал, что воображение с возрастом ослабевает, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Тем не менее, он рассматривал это положение как ошибку, которая противоречит всему процессу развития человеческой души.
Жизнь требует от современных людей гибкости мысли, творческого подхода к решению проблем. Считается, что если в период дошкольного детства специально не развивать воображение, то в дальнейшем наступит быстрое снижение его активности. Для того чтобы творческое воображение в период детства имело возможность развиваться в полной мере, требуется особая организация художественной и изобразительной деятельности.
Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Воображение представляет собой психический познавательный процесс формирования новых образов с помощью переработки материалов восприятия и представлений, полученных в прошлом опыте. Воображение характерно лишь человеку. Оно дает возможность представлять результаты труда, рисования, конструирования и прочей деятельности до её начала. Процессы воображения обладают аналитико-синтетическим характером.
В период дошкольного детства к проходит активное физическое и психофизиологическое развитие ребенка. Оно предполагает возможность систематического обучения в школе. Таким образом, в завершении дошкольного периода во всех областях психического развития наблюдаются важнейшие новообразования. Они проявляются в преобразовании:
- Интеллекта,
- Личности,
- Социальных отношений.
До достижения дошкольниками 5-6 лет, на протяжении почти всего дошкольного детства, у них отсутствует замысел. Он может быть, но имеет крайнюю неустойчивость и легко разрушается. Детей в это время привлекает сам процесс комбинирования, формирования новых ситуаций, героев, событий, образов, которые имеют яркую эмоциональную окраску в словах, рисунках и движении.
С возрастом у дошкольника возрастают творческие проявления в деятельности, появляются мечты о будущем. Они обладают ситуативностью и неустойчивостью, поскольку связаны с событиями, которые вызвали эмоциональный отклик. Таким образом, происходит превращение воображения в особую интеллектуальную деятельность, которая концентрируется на преобразовании окружающего мира. Опора для создания образа теперь включает не только реальные объекты, но и представления, выражаемые с помощью слов.
Творческое воображение у детей слабее и беднее, чем у взрослых людей, но оно занимает большее место в их жизни.
Если рассматривать особенности развития творческого воображения у дошкольников, то принято выделять стадии становления процесса:
- Существование воображения внутри других психических процессов (до трех лет);
- Начало планирования, составления в уме плана предстоящих действий (4-5 лет);
- Проявление активного характера воображения (6-7 лет).
Организация работы педагога по развитию творческого воображения
Один из наиболее важных факторов, который влияет на развитие воображения и творчества в период детства, представлен формированием условий, которые способствуют их проявлению. Первый шаг к успешному развитию творческого воображения — это раннее физическое развитие (плавание, гимнастика, раннее знакомство с разными материалами и инструментами).
Еще одно важное условие развития творческого воображения включает создание обстановки, которая опережает развитие. Ребенка необходимо окружить такой средой и системой отношений, которые могли бы стимулировать его самую разнообразную творческую деятельность.
Психологи выделяют ещё одно чрезвычайно важное условие эффективного развития творческого воображения, которое вытекает непосредственно из самого характера творческого процесса, требующего максимального напряжения сил. В качестве необходимого условия выступает предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности. Он сам должен чередовать занятия, которыми предпочитает заниматься, включая их длительность, способы и др.
Развитие воображения и творчества в период детства будет эффективным только в той ситуации, когда оно будет целенаправленным процессом. В его ходе необходимо решать и множество других педагогических задач, сконцентрированных на достижении конечной цели, представляющей собой разносторонне развитой личности.
Еще Л. С. Выготский подчёркивал, что развитие детского художественного, как и любого прочего творчества, должно иметь свободный характер, а не быть принудительным или необязательным. В переходном возрасте дошкольника не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, ему важны соответствующие навыки. Эта проблема двояка. С одной стороны, нужно проводить культивирование творческого воображения, а с другой, особая культура необходима самому процессу воплощения задуманного.
Детское творчество способно проявляться везде, где возможно направлять интерес и внимание на новую область, в которой возникает и действует творческое воображение человека.