Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие внимания младших школьников на занятиях познавательного цикла

Замечание 1

Внимание – это важнейший психический процесс, являющийся условием эффективного осуществления любой деятельности ребенка, особенно младшего школьника. В качестве продукта внешнего и внутреннего внимания выступает качественное достижение поставленных целей.

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста

Одно из самых важных условий успеха обучения в начальной школе представлено появлением и усилением произвольности в управлении вниманием. Так, непроизвольный тип внимания у младшего школьника становится более управляемым. Его все проще регулировать и все больше осознанности появляется в подчинении поставленным целям.

Любые познавательные процессы начинаются с внимания. Именно оно способно определить, что из окружающего мира школьник младших классов будет выделять, видеть и слышать, запоминать и включать в собственную систему знаний. В период младшего школьного возраста происходит развитие всех свойств внимания, при этом обучение невозможно представить без достаточной сформированных психических функций внимания.

Для процесса овладения навыками, умениями и знаниями необходим эффективный и постоянный самоконтроль, который возможен лишь при высоком уровне развития произвольного внимания. В начале обучения у младшего школьника преобладающим является непроизвольное внимание, поэтому важная задача учителя заключается в развитии произвольного внимания. Оно представляет собой условие для дальнейшей успешной деятельности ребенка.

В самом начале обучения внимание учеников привлекает лишь внешний аспект вещей и предметов, поскольку внешнее впечатление захватывает их. Это способно помешать проникнуть в сущность событий, вещей, явлений, затрудняя контроль собственной деятельности. Помимо этого, несовершенны и другие свойства внимания.

Для школьника младшего возраста характерно недостаточное умение распределять внимание, что особенно ярко проявляется в процессе написания диктантов. В это время необходимо сразу слушать, писать, вспоминать правила и использовать их на практике. Уже ко второму классу у младшего школьника можно наблюдать успехи в совершенствовании распределения внимания.

«Развитие внимания младших школьников на занятиях познавательного цикла» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Развитие внимания младшего школьника

Для развития внимания младшего школьника важно правильно организовать учебную работу ученика дома и на уроках. Даже в общественных делах нужно, чтобы дети учились контролировать собственную деятельность и могли отслеживать выполнение нескольких действий одновременно.

В начальной школе у детей младшего школьного возраста, как правило, проявляется большая неустойчивость внимания (от 10 до 20 минут). Ребенок не может заниматься долгое время одним и тем же видом деятельности. Развивая внимание, взрослые должны помнить, что в первые два года обучения устойчивость внимания будет выше при выполнении детьми внешних действий и ниже, при выполнении умственных заданий. По этой причине важно чередование умственных и физических занятий.

Чем взрослее будет школьник, тем более долгое время он может заниматься одним видом деятельности. Напротив, чем младше ученик, тем менее устойчиво его внимание. Лишь с помощью развития и совершенствования деятельности учения в конце первого класса у ребят формируется умение переключаться от одной стадии урока к другой, от одной учебной работы к другой.

В рамках развития внимания очень ярко проявляются индивидуальные особенности. Наряду с развитием произвольного внимания, происходит развитие непроизвольного внимания. Последнее на этом этапе связано не с яркостью и внешней привлекательностью вещей, а с интересами и потребностями ребенка, возникающими в процессе учебной деятельности. Таким образом, происходит развитие их личности, а направленность внимания определяется следующими составляющими:

  • Интересы,
  • Чувства,
  • Потребности,
  • Мотивы.

Использование занятий познавательного цикла для развития внимания

Развитие внимания у ребенка младшего школьного возраста с помощью занятий познавательного цикла в образовательном процессе очень помогает. В первую очередь, учитель должен использовать дидактические игры, которые считаются одним из результативных способов обучения и развития детей этого возраста.

Дидактическая игра представляет собой коллективную, целенаправленную учебную деятельность, в которой каждый человек объединен решением главной задачи, ориентируя свое поведение на выигрыш. Для развития внимания в процессе познавательного цикла, важно переключать ребенка. Именно игра дает возможность заинтересовать его, вовлекая в процесс обучения и привлекая внимание к предметам, которые не интересуют в обычных условиях.

С помощью занятий познавательного цикла можно в игровой форме решать дидактические задачи. Использование дидактических игр на уроках, которые удовлетворяют требования, вытекающие из задач воспитания и обучения и несущие познавательный характер, дают возможность дать оценку и произвести плавный переход от привычных и однообразных действий к заинтересованной учебной работе.

В процессе занятий познавательного цикла важно переключать внимание детей с помощью игр. В игровой деятельности происходит развитие всех видов способностей ребенка, обогащение и расширение круга представлений об окружающем мире, развитие речи.

Занятия познавательного цикла основаны на знаниях, умениях и навыках, которые приобретены в школе. Они помогают школьникам получить возможность принимать рациональные и эффективные решения, оценить себя и окружающих критически. Учитель должен иметь уверенность в целесообразности использования этого метода в качестве формы обучения и развития внимания.

Дидактические игры в процессе развития внимания выполняют несколько функций:

  • Обучающая и воспитывающая (игры положительно влияют на личность ребенка, развивают его мышление, расширяют кругозор);
  • Ориентирующая (в конкретных ситуациях игра учит ориентироваться, использовать знания для решения нестандартных учебных задач);
  • Мотивационно-побудительная функция (игра способна стимулировать и мотивировать познавательную деятельность школьников, способствуя развитию познавательного интереса).
Дата последнего обновления статьи: 24.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot