Для изучения теории Л. Колберга обратимся к рисунку 1. Далее рассмотрим периодизацию более подробно.
Рисунок 1. «Теория Л. Колберга»
Стадии морального развития по Л. Колбергу
I уровень. Доморальный (до 7 лет). Для ребенка не существует правил морали, выработанных обществом. Они возникают исходя из собственных эгоистических соображений ребенка. Здесь возникают два уровня ориентации:
- Ориентация на поощрение
- Ориентация на наказание.
II уровень. Конвенциональная мораль (подростковый возраст). Внешний источник морали. Уровни ориентировки:
- Ориентация на оправдание ожиданий или одобрений со стороны значимых людей
- Ориентация на конкретного взрослого.
III уровень. Автономная мораль. Здесь нормы и принципы становятся собственным достижением личности. Ориентации:
- Ориентация на принципы общественного благополучия
- Ориентация на общечеловеческие этические принципы.
Таким образом, все ориентации можно рассмотреть в совокупности на рисунке 2.
Рисунок 2. «Ориентации в теории Л. Колберга»
Теория психического развития по Дж. Брунеру
Дж. Брунер считает, что интеллектуальное развитие предполагает последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений:
- Действие. Здесь ребенок приобретает знания благодаря повторяющимся действиям. Здесь также происходит слияние действия и самого предмета, который использует ребенок. Далее эти сферы отделяются друг от друга.
- Образ. Ребенок находится во власти новизны окружающего мира. Сосредоточение на внешней стороне предметов.
- Символ (слово). Развитие речи.
Большое значение для развития интеллекта Дж.Брунер придавал культуре общества, в котором растет ребенок, общественному опыту, усваиваемому ребенком в процессе обучения.
Ход умственного развития представляет собой не просто "часовой механизм" последовательности спонтанно разворачивающихся событий, он определяется также и различными влияниями среды, особенно школьной.