Рассмотрим точку зрения Э. Эриксона на развитие психики в ходе онтогенеза.
Э. Эриксон выделяет восемь стадий. Подробно изучим их и подведем итог с помощью рисунков 1, 2 и 3.
Основы теории Э. Эриксона
Теория Э. Эриксона развивается их психоанализа, однако она, в отличие от теории З. Фрейда, является психосоциальной, что призвано подчеркнуть влияние социума и культуры на психику ребенка.
При разработке теории Э. Эриксон использовал психоисторический метод.
На каждом этапе возрастного развития, с точки зрения Э. Эриксона, индивид может как включаться в общество, так и отвергаться им в зависимости от того, происходит ли выполнение им требований социума.
Так, возникают важные понятия данной теории – эгоидентичность и групповая идентичность.
Задачи возрастных стадий
- Младенческий возраст – формирование доверия к миру.
- Ранний возраст – борьба за свою независимость и самостоятельность.
- Дошкольный возраст – развитие инициативности.
- Младший школьный возраст – формирование и развития трудолюбия.
- Подростковый возраст – осознание себя.
- Юношеский возраст – установление дружеских отношений.
- Зрелый период – борьба против застоя.
- Старость – целостное представление о жизненном пути.
Возрастная периодизация по Э. Эриксону
- Орально-сенсорная стадия (0 – 1 год). «Доверяю – не доверяю».
- Мышечно-анальная (1 – 3 года). «Могу ли я управлять своим поведением?»
- Локомоторно-генитальная (3 – 6 лет). «Могу ли я быть независимым от родителей?»
- Латентная (6 – 14 лет). «Могу ли я быть настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?»
- Отрочество и юность (14 – 20 лет). «Кто я такой?», «Каковы мои взгляды, убеждения, позиции?». Эгоидентичность – совокупность представлений о себе, которое дает возможность чувствовать свою уникальность.
- Молодость, ранняя взрослость (20 – 35 лет). «Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?»
- Взрослость (35 – 60 лет). «Что я могу предложить другим поколениям?»
- Зрелость (от 60 лет). «Доволен ли я прожитой жизнью?»
Рисунок 1. «Этапы психосоциального развития. Начало»
Рисунок 2. «Этапы психосоциального развития. Окончание»
Стадии жизненного пути личности (по Э. Эриксону)
Рисунок 3. «Жизненный путь по Эриксону»