Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой развития психики в онтогенезе: З. Фрейд, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. Колберг, Дж. Брунер, Штерн, Пертровский, Валлон, Л. И. Божович и др.
Далее рассмотрим понятие психики, а также ее развитие в ходе онтогенеза.
Понятие психики
Психика представляет собой отражение объективной действительности.
Психика человека представляет собой субъективный образ внешнего мира.
Теории развития психики в онтогенезе
- Психоаналитическая теория З. Фрейда. В основе теории лежит конфликт между бессознательным и сознательным; выделяются пять стадий развития психики в онтогенезе.
- Эпигенетическая теория Э. Эриксона. В данной теории рассматривается модель 8 возрастов человека.
- Когнитивная теория Ж. Пиаже. Ж. Пиаже рассматривает 4 стадии интеллектуального развития детей.
- Развитие психики по Л. Колбергу. В данной теории показано развитие морального сознания.
- Развитие психики по Дж. Брунеру. Дж. Брунер представил 3 сферы, которыми ребенок овладевает последовательно.
- Теория Штерна. Теория представляет собой конвергенцию двух факторов.
- Теория Петровского.
- Теория Валлона.
- Концепция Д. Б. Эльконина. Д. Б. Эльконин выделил две сферы потребностей, в соответствии с которыми построил свою модель.
- Концепция Л. С. Выготского – периодизация психического развития с учетом возрастных кризисов.
- Теория развития личности Л. И. Божович опирается на социальную ситуацию развития и новообразования.
Развитие психики в онтогенезе
Основные этапы развития психики представлены на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1. «Развитие психики на протяжении первого года жизни»
Таким образом, первый год жизни наиболее продуктивен для развития психики ребенка.
Здесь закладывается большинство основных реакций. Наиболее ярко данная информация представлена в периодизации Ж. Пиаже.
Рисунок 2. «Психика человека в онтогенезе»
В процессе своего развития ребенок проходит множество кризисов, которые в дальнейшем выводят его на новую ступень.