Произвольность — это центральное новообразование, характерное для дошкольного возраста. Оно означает способность управления собственными действиями и их контроль.
Особенности произвольности и осознанности в дошкольном возрасте
Среди всех достижений в области психического развития ребенка в дошкольном возрасте выделяют как главное произвольность. Основная отличительная черта произвольного и волевого действия представлена его осознанностью.
Без осознанности в своих действиях человек не может управлять ими и контролировать их. Объяснить импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников можно с помощью категории «неосознанность», когда ребенок не замечает, не знает и не осознает, что делает. По этой причине первый и главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольника состоит в создании и развитии осознанности действий.
Для того чтобы выявить способность ребенка к осознанию его действий можно проводить с ним специальные беседы. Они должны, с одной стороны, быть тесно связаны с конкретными действиями ребенка, а с другой, должны позволять ему посмотреть на них со стороны, отнеся к себе и своим действиям.
Задача беседы состоит в осознании ребенком предпочтений и отношения к своей деятельности и условиям собственной жизни. Его внимание и сознание необходимо направить именно на собственное отношение к той действительности, в которой он живет.
Основой беседы могут быть следующие вопросы: «Что ты больше всего любишь на свете?», «Чем бы ты сейчас стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все, что захочешь?», «Что ты больше всего не любишь?», «Что бы ты желал поменять у себя в детском саду?», «Что бы ты попросил у волшебника?» и др.
Анализируя ответы детей, необходимо выявить следующие варианты:
- отрицательный ответ, когда он отвечает «не знаю» или «ничего», или «все», или молчит;
- ситуативные ответы, когда на вопрос взрослого: «Что бы ты попросил у волшебника?» ребенок назвал предмет, который находится у него в руке или рядом с ним (например, игрушка, которая находится в комнате);
- предметные желания (в ответ на тот же вопрос ребенок перечисляет насколько предметов);
- самостоятельные занятия, когда ребенок называет или перечисляет определенные занятия (свою любимую игру);
- совместные действия, когда ребенок перечисляет то, что желал бы делать вместе с близкими взрослыми или сверстниками (например, ходить с родителями в зоопарк, учить сестру, ходить в гости к бабушке, играть с друзьями и др.).
При определении уровня осознанности, нужно внимательно рассматривать ответы ребенка на поставленные вопросы. Если преобладают содержательные ответы и развернутые сообщения о себе, то самосознание находится на высоком уровне. Отсутствие ответа (молчание), ситуативные или стереотипные ответы, свидетельствуют о неразвитом самосознании.
Помощь ребенку в осознании поведения
Самое эффективное средство осознания поведения и овладения им в дошкольном возрасте представлено игрой с правилом. Именно здесь ребенок начинает соотносить свое поведение с образцом, заданным в правиле. В этом процессе он задумывается, правильно ли действует.
В рамках игр с правилами средство осознания своего поведения (правило) чаще всего задает взрослый или кто-то другой (тот, кто это правило предлагает). Наряду с этим, очевидным является то, что осознание собственного поведения не способно ограничиться выполнением инструкций и правил. Это характерно даже для тех случаев, когда они присваиваются ребенком и представляют собой средство организации его действий.
Проявление осознанности действий, прежде всего, происходит в свободной, ненормированной жизни ребенка:
- сознательная постановка целей,
- осознание собственных состояний и намерений,
- выработка отношения к окружающей действительности и др.
Все эти действия должны совершаться самим человеком, а не задаваться кем-то другим извне. При этом возникает естественный вопрос, каким образом происходит появление способности сознательной постановки цели и действия в соответствии с ней? Ясно, что данная способность предполагает в первую очередь осознание своих целей (что хочет человек) и собственного поведения (что и как он для этого делает). Таким образом, для нее необходим определенный уровень развития самосознания.
Исследования показали, что старшие дошкольники при некоторых условиях могут осознавать свое поведение, включая его цели, мотивы и средства. Тем не менее, эта способность присуща далеко не для всех детей 5–6 лет, имея существенные личные отличия.
Формирование способности к осознанию своих желаний и действий
Центральное значение в становлении осознанности поведения ребенка должно принадлежать речи и речевому общению со взрослыми. Важнейшая функция речи заключается в том, что она представляет собой средство для преодоления актуальной, воспринимаемой ситуации. Она призвана связывать действия ребенка во времени, благодаря чему появляется возможность планировать собственное поведение.
Потребность в формулировании своих намерений для ребенка становится толчком к осознанию ситуации и собственных действий в ней. Речь здесь способна выступать в качестве фактора, способного мобилизовать детский опыт. Решающая роль речи как средства овладения собственным поведением доказана фактами из патологии речи.
Например, в случае афазии (расстройство или утрата речи) в полной мере происходит утрата способности к произвольному действию: конкретные ситуации целиком овладевают действиями больного, а планирование и организация собственных действий во времени становятся невозможными.
Таким образом, воздействие речи на развитие сознания и произвольного поведения не только в ранних, но и в более поздних возрастах ученые считают очевидным. Наряду с этим, практическая экспериментальная и педагогическая работа с детьми показала, что многие из них, достаточно хорошо владеющие коммуникативной речью (то есть те, кто много и свободно говорит), далеко не во всех случаях могут осознавать, контролировать и тем более планировать свои действия.