Понятие и виды памяти
Непроизвольная память – это запоминание какого-либо материала без постановки цели запомнить и без специальных усилий.
Память является основой сознания человека, его психической жизни.
Основой научения и способностей человека, формирования умений и навыков является память. Функционирование личности без памяти невозможно. Она определяется как способность человека к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Памятью обладают все живые существа, но высокий уровень её развития есть только у человека.
Человек обладает тремя видами памяти – произвольной, логической, опосредствованной. Произвольная память предполагает широкий волевой контроль запоминания. Логическая память работает с употреблением логики, третий вид памяти связан с использованием разнообразных средств запоминания.
Для памяти характерны процессы запоминания, сохранения информации, забывания, восстановления. Сохранение имеет тесную связь с забыванием.
Рассматривать память, не учитывая особенности и свойства личности, нельзя. Виды памяти выделяют по разным основаниям – по содержанию материала, по способу запоминания, по времени сохранения информации, по целям деятельности.
По содержанию материала выделяют образную память – это зрительная, осязательная, слуховая, вкусовая, обонятельная, словесно-логическая память, представленная мыслями человека, где главную роль играет вторая сигнальная система.
Словесно-логическая память играет ведущую роль в процессе обучения.
Двигательная и эмоциональная память тоже относятся к виду памяти по содержанию. Двигательная память запоминает и воспроизводит различные движения. Что касается эмоциональной памяти, то это память на чувства, пережитые человеком, которые могут быть как приятными, так и болезненными.
По способу запоминания память бывает логическая и механическая. Логическая память связана с запоминанием интересного материала, а при механической памяти материал приходится зазубривать.
По времени сохранения информации память может быть мгновенной, способной удерживать точную и полную воспринятую картину и кратковременной, когда информация сохраняется непродолжительное время.
В эту же группу входит промежуточная память, которая хранит переходящую информацию от нескольких секунд до нескольких дней. Затем, если есть возможность, она переходит в долговременную память.
Кроме этого выделяют ещё оперативную память – запоминание какой-либо информации на время, необходимое для выполнения определенного вида деятельности.
Исходя из целей деятельности, память может быть непроизвольной и произвольной. При использовании произвольной памяти ставится специальная цель, и используются мнемические приемы запоминания и воспроизведения материала.
Непроизвольная память
При непроизвольном запоминании не ставится цель, и не используются специальные усилия для запоминания.
Внимание дошкольника привлекают яркие, красочные, необычные предметы. Эти предметы непроизвольно могут запечатлеться в мозгу ребенка. Однако разные дети по-разному отнесутся к одному и тому же предмету – одни заинтересуются и это вызовет непроизвольное внимание, а другие останутся равнодушными, поэтому след в их памяти не останется.
То, что ребенок повторяет много раз, непроизвольно запоминается, например, дорога от дома до детского сада.
Надо сказать, что действительную природу непроизвольной памяти нельзя понять, исходя из внешних особенностей объектов и частоты их воздействия на человека. Из всего того, что выделяется внешне или многократно воздействует на человека, непроизвольно запоминается. Наиболее полно причина непроизвольной памяти раскрывается в исследованиях П.И. Зинченко.
В результате проведенных многочисленных экспериментов он пришел к выводу, что непроизвольное запоминание есть продукт активной и целенаправленной деятельности человека. Говоря другими словами, в памяти человека непреднамеренно сохранится то, что является целью деятельности, то, с чем человек действует. Значит, непроизвольной памятью дошкольника можно руководить, т.е. организовать его разнообразную деятельность, а именно игровую, трудовую, учебную.
Деятельность дошкольника многообразна, и в ней можно выделить восприятие ребенком литературных произведений, имеющих большое значение для развития непроизвольного запоминания. Выражается это в том, что ребенок сочувствует и сопереживает главному герою, ставит себя на его место и хочет помочь ему. Такие формы активности как игровое действие, чтение в лицах, драматизация способствуют лучшему запоминанию стихотворения.
Закрепить знания ребенка об известных ему предметах помогают картинки, расширяющие кругозор. Кроме того, картинки являются средством развития речи, памяти, воображения, мышления. Воспитатель, работая с дошкольником с помощью картинок, обеспечивает непроизвольное запоминание изображенных на них предметов. От той деятельности, которая будет осуществляться с картинками, зависит количество предметов непроизвольного запоминания.
Если картинки просто рассматривать или перекладывать их запомнится небольшое количество изображений. Значит, чем содержательнее деятельность ребенка с материалом, тем выше продуктивность непроизвольного запоминания, потому что оно является побочным продуктом деятельности.
Руководить непроизвольной памятью ребенка, значит организовать восприятие, осмысление, понимание ими различного материала.
Задачи на сравнение, анализ, обобщение и классификацию, активизируют умственную деятельность дошкольника и обеспечивают непроизвольное запоминание разнообразных объектов.
Руководить формированием непроизвольной памяти дошкольника, значит расширить интересы детей, их любознательность, которая возникает в процессе выполнения работы.
Важно сформировать ответственное отношение к осуществляемой ими деятельности, потому что от этого во многом зависит результат непроизвольного запоминания.
Непроизвольная память не только обогащает ребенка, но определенный уровень её развития необходим для развития следующей произвольной памяти.
Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания
Непроизвольное запоминание у дошкольников с возрастом может увеличиваться, если они начинают активно ориентироваться в материале и выполняют мыслительные операции.
Непроизвольное запоминание является более продуктивным по сравнению с произвольным запоминанием того же материала, над которым ребенок активно работает.
Менее успешным непроизвольное запоминание будет тогда, когда оно не связано с выполнением активных действий восприятия и мышления.
Непроизвольная память остается основным видом и к концу дошкольного возраста, несмотря на то, что ребенок может иметь достижения в овладении произвольным запоминанием.
Обратиться к произвольному запоминанию ребенок может в тех случаях, когда в их деятельности появляются соответствующие задачи.
Есть дошкольники, у которых развита особая зрительная память, она носит название эйдетической. По своей яркости образы этой памяти близки к образам восприятия – ребенок, вспоминая что-нибудь, ранее воспринятое, отчетливо видит это снова и вполне может описать когда-то увиденное достаточно подробно.
Специалисты считают, что эйдическая память является возрастным явлением. Если эйдической памятью обладает дошкольник, то во время школьного обучения она утрачивается.
В дошкольном возрасте доминирующая роль принадлежит памяти, потому что особенностью в развитии познавательной сферы является то, что в ходе развития ребенка формируется новая система функций и в центр сознания выходит память.
По мнению Л.С. Выготского память сохраняет те представления, которые интерпретируются как «обобщенное воспоминание», а переход к общим представлениям «есть первый отрыв дошкольника от чисто наглядного мышления».
Несмотря на внешнее видимое несовершенство, память дошкольника становится ведущей функцией в деятельности и занимает центральное место.