Особенности развития личности взрослого человека
Развитие личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием.
Комплексные исследования, которые были проведены под руководством Б.Г. Ананьева, заложили основу психологии развития личности. Особое внимание в данных исследованиях уделялось психологии развития личности взрослого человека. Обусловлено это тем, что, по мнению Б.Г. Ананьева, именно процесс развития личности взрослого человека является одной из наименее изученных и разработанных проблем современной психологии.
Период взросления представляет собой основной и наиболее продолжительный период жизни человека. Однако, несмотря на значимость данного периода, в психологии до сих пор нет единого и однозначного представления об особенностях развития личности взрослого человека. Зачастую вопросы развития личности в период взрослости попросту игнорируются и даже ставятся под сомнение их значимость. Иногда эти вопросы ограничиваются или подменяются проблемами профессиональной деятельности человека.
Таким образом, в настоящее время вопросы развития личности взрослого человека недостаточно проработаны, современная психология уделяет им мало внимания. Основное место в исследовании личности человека отводится периоду формирования личности в годы детства и юношества.
На современном этапе развития современной психологии, представления о развитии личности взрослого человека имеют либо статический контекст, либо регрессивный (обратный).
В отечественной и зарубежной литературе можно встретить мнения об отрицании процесса развития человека в период взрослости. Данное мнение основано на биологическом подходе к личности человека. Однако, при более глубоком погружении в проблему можно увидеть, что это мнение в корне не верное и даже в некоторой мере неадекватное.
Существующие в настоящее время основные парадигмы исследования развития личности взрослого человека основаны на том, что потенциал взрослого человека исследован недостаточно. Подтверждение этому можно найти в исследованиях Мясищева, которые предполагал гармонизацию и обогащение внутреннего мира человека не протяжении всей его жизнедеятельности за счет его взаимодействия с другими людьми и окружающим миром.
Таким образом, развитие взрослого человека предполагает достижение высокого уровня личностной зрелости во всех трех сферах: отношение к самому себе, к другим людям, к миру.
Стадии развития взрослой личности
Этапы развития личности взрослого человека:
Этап первобытного человека. На этом этапе поведение человека характеризуется отсутствием норм и правил поведения, его мало интересуют социальные вопросы и ограничения. В случае, если взрослый человек «застревает» на данном этапе, то его поведение становится неприятным для окружающих людей, знакомые стремятся избегать общения с ним. Стремясь исправить ситуацию, человек старается контролировать себя и свое поведение. Однако такое положение дел не всегда устраивает человека, который будучи взрослым, по сути, ни от кого не зависит, в результате чего он может начать потакать своим потребностям и желаниям, что приведет в итоге к нарушению законов общества.
Для того, чтобы перейти на следующий этап, человеку следует проявить силу воли, приложить усилия к саморазвитию и самообразованию.
Уровень обывателя. На этом этапе человек крайне мало думает об уровне собственной жизни, не стремится к самостоятельности, а основным источником о жизни служат СМИ. Поведение человека этого уровня развития личности в рамках общества весьма адекватно, но при этом мысленно он может оскорблять и обманывать окружающих.
Дальнейший рост и саморазвитие на этом этапе требуют от человека осознанного и честного самоанализа, позволяющего понять психоэмоциональные причины, которые тормозят развитие его личности.
Уровень «начальника». На данном этапе не имеется ввиду начальник, в плане профессиональной деятельности или карьеры. В первую очередь человек рассматривается как хозяин собственных чувств, требующий порядка и соблюдения норм не только от себя, но и от окружающих его людей. На этом уровне развития личности взрослого человека физиологические потребности не являются основными в его поведении. Основой поведения и поступков выступают стремление управлять, владеть и подчинять.
Особенностью данного уровня развития личности человека является то, что он самостоятельно стремится к дальнейшему развитию и переходу на следующий уровень.
Период «блаженного». Этот этап считается основным периодом взросления человека, так как он перестает концентрировать все внимания на самом себе, готов брать ответственность не только за себя и своих поступки, но и окружающих его людей. Взрослые люди, чья личность находится на предыдущих этапах развития, не проявляют интереса к теме ответственности, их более занимает социальная позиция и относительная стабильность.
Этап мудреца. На этом этапе человек обладает необходимыми знаниями по управлению собственного сознания, у него значительно возрастает понимание уклада и устройства окружающего мира и причинно-следственных связей. Постепенно к человеку приходит осознание и понимание того, что все произошедшее и происходящее в его жизни не является случайностью, а закономерность его поступков и поведения.
Просветление личности. Данный этап является, последим этапом развития личности, характеризуется тем, что у человека происходит «озарение сознания», он начинает понимать настоящую истину происходящих с ним событий, понимает свою роль в обществе.
Таким образом, важно понять: независимо от положения человека на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, — необходимо использовать все доступные средства и инструменты, чтобы достичь желаемого успеха в развитии собственной личности.