Сущность и цели воспитания и развития личности гражданина общества
Воспитание и развитие личности гражданина общества является важнейшей задачей социума и его объективной необходимостью. Необходимость подобного воспитания обусловлена рядом причин основной из которых выступает конечная цель педагогического процесса в целом - воспитание гражданина, обладающего гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженного идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающего национальные и личностные свободы; гражданина приоритетом для которого является уважение и соблюдение законов государства, способного к различным видам деятельности на благо общества и государства, и собственной личности.
Ведущей целью всей воспитательной и образовательной системы выступает правильно и эффективно организованный процесс формирования личности гражданина свободного демократического государства, для которой характерны:
- система сформированных общественно значимых качеств личности;
- высокий уровень развития гражданского долга и ответственности перед обществом и самим собой;
- уважение и принятие прав и обязанностей, принятых в данном обществе;
- законопослушность и моральная устойчивость.
Это глобальные, стратегические цели образования и воспитания. Существуют также тактические цели, которые определяются с помощью индивидуального учета существующих условий и задач воспитательного и образовательного процесса.
Основные направления гражданского воспитания личности
Определяя развитие личности гражданина общества как основную цель воспитания, следует выделить центральные направления этой работы.
Воспитание ценностного отношения к собственной жизни в молодежной среде, формирование мировоззрения и определение смысла жизни. Процесс гражданского воспитания основывается на четко выстроенной совокупности идеалов и ценностей человеческой личности. Именно общечеловеческие ценности и являются центральным фактором воспитания гражданской личности.
В процессе обучения и воспитания необходимо донести, что человек и человеческая жизнь являются абсолютной ценностью. Общие понятия «жизнь» и «человек» должны стать основным жизненным ориентиром каждого индивида и общества в целом.
Важнейшим направлением в процессе воспитания гражданина является трактовка и приобщение к законам государства, полное и понятное раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской позиции и ответственности. Благодаря осуществлению данного направления активизируется процесс развития потребностей личности в гражданских действиях.
Трансляция и приобщение индивида к культурному наследию своего отечества и народа. Именно благодаря знанию своей истории и своих корней происходит воспитание патриотизма и активной гражданской позиции. Уважение и память к своим предкам, их жизни, их деятельности формирует у человека потребность самому влиять на ход истории, совершать гражданские и общественно полезные действия.
Воспитание стремления к познанию и приобретению высоких культурных и духовных ценностей, осознания, что существование общества в целом и личности, как отдельной его единицы невозможно без знаний культуры.
Культура - это величайшее богатство, которое было накоплено в ходе истории развития человечества в сферах духовной и материальной жизни людей, это наивысшее проявление творческих сил и способностей человека.
Исходя из этого совершенно определенно можно говорить о том, что формирование гражданской личности и должно соответствовать принципу культуросообразности, сущность которого заключается в учете в процессе воспитания и образования тех условий, в которых находится человек и культуры данного общества. Развитие культуры, ее состояние выступает в качестве основополагающего фактора, основы развития нового поколения любого народа. В процессе соблюдения принципа культуросообразности в человек становится носителем существующих культурно-исторических ценностей данного общества. Данные ценности становятся неотъемлемой частью личности и впоследствии транслируются человеком во внешний мир.
Необходимым направлением в гражданском воспитании является организация процесса формирования общечеловеческих норм морали, которые включают в себя вечные ценности доброты, взаимопонимания, терпимости, толерантности, уважения. В процессе осуществления данного направления воспитания ярко выражена необходимость формирования тех качеств, без которых не может существовать истинный гражданин и гражданская личность.
Данное направление, помимо непосредственного влияния на воспитание гражданской личности, оказывает влияние и на процесс развития гармонично развитой личности и общества в целом. Каждая отдельно взятая личность представляет собой структурную единицу общества и тем самым от наличия или отсутствия общечеловеческих качеств личности зависит и характер отношений в обществе в целом.
Следующее направление главной своей задачей видит развитие внутренней свободы личности, её способность к объективной самооценке и регуляции поведения, воспитание чувства собственного достоинства и самоуважения.
Формирование чувства свободы в своих личностных проявлениях, человеческого достоинства и гражданской позиции - именно это становится результатом работы в данном направлении.
Не менее важным направлением выступает воспитание трудолюбия, которое выступает как основная ценность жизни человека. При этом труд понимается не просто как механическое воспроизведение действий, а как творческий процесс, направленный на достижение лучшего результата. Именно такие характеристики труда обеспечивают развитие личности, ее самоуважения и самодостаточности, осознания своего вклада в развитие общества в целом.