Роль эстетического воспитания в развитии личности
Огромную роль в развитии гармоничной и всесторонней личности играет эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание – это процесс развития художественного вкуса, умения видеть прекрасное, восприимчивости к красоте окружающего мира, красоте и ценности произведений искусства и способностей к самостоятельному творчеству.
Умение видеть и оценивать красоту окружающего мира, наслаждаться произведениями искусства развивается в процессе знакомства с прекрасным. Именно умение видеть красоту и ценить ее проявления способствует самосовершенствованию личности, ее нравственному воспитанию. Благодаря целенаправленному эстетическому воспитанию происходит процесс формирования личности, эстетического вкуса и развития уникальных способностей к творчеству и самовыражению.
Функции и структурные элементы эстетического воспитания
Эстетическое воспитание личности выполняет определенный ряд функций:
- способствует гармонизации и развитию духовных способностей человека;
- выступает в роли регулятора в человеческих взаимоотношениях, тем самым выполняя морально – нравственную функцию;
- выполняет познавательную функцию, способствуя развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способствуя обогащению внутреннего мира личности.
Исходя из вышеперечисленных функций, можно назвать основную цель эстетического воспитания – формирование целостной личности, творчески активной и обладающей неповторимой индивидуальностью, живущей по законам красоты и культурного наследия.
Выделяют следующие структурные элементы эстетического воспитания:
- эстетическое образование, которое закладывает основы эстетической культуры личности, является фундаментом процесса воспитания;
- художественное воспитание, с помощью которого формируется художественная культура личности;
- эстетическое самообразование, которое ориентируется на самовоспитание и самосовершенствование личности.
Средства эстетического воспитания личности
Процесс эстетического воспитания личности начинается с первых шагов человека, первых слов и поступков. Все, что маленький человек видит и воспринимает в окружающем мире, все фиксируется в сознании и откладывает отпечаток на формировании личности.
Отличительной чертой эстетического воспитания является огромное многообразие средств, используемых в процессе его осуществления. Рассмотрим их более подробно.
- Одним из основных и наиболее доступных средств эстетического воспитания является художественная литература. Именно чтение художественной литературы способствует развитию интеллигентности, творческих способностей, особого отношения к миру и окружающим людям.
- Классическая музыка является не менее значимым средством воспитания эстетических чувств личности.
- Знакомство с произведениями художественного наследия - живопись, скульптура, архитектура, все это лишь малая часть средств эстетического воспитания личности.
Роль семьи в эстетическом воспитании личности
Как уже было сказано ранее, эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и основным его источником являются переживания и наблюдения ребенка за окружающим миром. Именно в семье реализуются все возможности для воспитания активного участника культурной жизни и формирования эстетической культуры. Кто как не родители и ближайшее окружение могут привить ребенку интерес и стремление заниматься тем или иным видом искусства, согласно тем способностям, которые у него имеются.
Важную роль в процессе эстетического развития личности играют имеющиеся врожденные задатки, позволяющие говорить о высокой восприимчивости к какому-либо виду искусства: изобразительному искусству, музыке.
Имеющиеся современные средства культуры открывают широкие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Именно в связи с этим необходима специальная организация эстетического воспитания в семье и соответствующих учреждениях. Очень важно обращать внимание на ту атмосферу и предметную среду, которой окружен ребенок: что он читает, какую музыку слушает, посещает ли мероприятия эстетической направленности.
Помимо простого просмотра, прочтения и прослушивания необходимо организовывать процесс рефлексии, делится эмоциями и впечатлениями, которые возникли при восприятии того или иного средства эстетического воспитания. Благодаря этому активно идет процесс закрепления полученной информации и ее структурирование.
Все исследователи сходятся во мнении, что наиболее сильное воздействие на человека имеет художественная литература. Она способна полностью погрузить читателя в события и отношения героев, захватывает яркостью образов и сюжетом. В связи с этим необходимо с ранних лет направлять процесс чтения и поддерживать интерес к нему, прививая вкус к лучшим произведениям классической литературы. Развивая любовь к чтению, тем самым развиваются такие личностные качества как эмпатия, умение сопереживать и понимать чувства других людей, процессы самоопределения и самовоспитания.
Как же в итоге можно определить эстетическое развитие личности?
На первый взгляд эстетическое развитие - это результат эстетического воспитания. Если же смотреть более глубоко, эстетическое развитие личности – это развитие способностей человека переживать все моменты окружающей его действительности как прекрасные и неповторимые.
Эстетическое развитие имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения. Эстетическое развитие начинается уже в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека, обогащая и украшая ее. Эстетически развитая личность всегда способна к более тонкому восприятию окружающего мира и событий, происходящих в жизни.