Общие сведения
В последнее время система дошкольного образования и воспитания расширяется, развивается и трансформируется - появляются различные альтернативные дошкольные учреждения, в детских садах внедряются элементы общеобразовательных программ, разрабатываются творческие методические приемы работы с детьми дошкольного возраста.
Однако несмотря на очевидный прогресс в части интеллектуального развития, эмоциональное развитие ребенка нередко вообще выпадает из сферы деятельности дошкольной системы образования и воспитания, хотя развитие эмпатии в дошкольном возрасте имеет колоссальное значение для целостного развития личности.
Помимо направленности на развитие чисто интеллектуальных способностей, современное образование и воспитание реализуются в условиях глобальной цифровизации.
Таким образом доминирование интеллектуального развития, сетевого образования и цифрового общения несколько затормаживает развитие эмоционального интеллекта и эмоциональных способностей.
Однако гармоничное и целостное развитие ребенка, способного учиться и познавать окружающий мир, сопереживать, чувствовать эмоции и настроения других людей является приоритетом для современного подхода к воспитанию детей.
Сущность понятия «эмпатия»
Работы в области исследования развития эмпатии демонстрируют, что ее зачатки закладываются именно в старшем дошкольном возрасте – в этот период происходит начало формирования нравственно-эмоциональных основ культуры личности.
В современном варианте эмпатию понимают в рамках социально-нравственного контекста - как совокупность таких гуманистических и коллективистских качеств и способностей как: доброжелательность, сотрудничество, взаимопонимание, умение выстраивать положительные взаимоотношения, отзывчивость. В рамках эмоционального развития дошкольника, эмпатия отражает способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, выражать сочувствие и сопереживание, сострадание, стремление реализовать какое-то содействие.
В психологии выделяют два вида эмпатии, которые наиболее характерны для проявления в дошкольном возрасте: гуманистическая (способность эмоционально откликаться на благополучие или неблагополучие других людей), эгоцентрическая (способность осознавать и отслеживать собственные переживания, концентрироваться на них).
Психологи считают, что два этих базовых вида эмпатии являются основой для других ее форм проявления:
- сопереживание - это способность к непосредственному воспроизведению эмоциональных переживаний другого человека, способность ситуативно разделить переживания другого человека;
- сочувствие - это способность переживать собственные эмоциональные состояния относительно переживаний другого человека, то есть это внеситуативное переживание (интеллектуализированное и обобщенное чувство);
- содействие - это способность реализовать некие альтруистические поведенческие акты на основе сопереживания и содействия.
Одним из фундаментальных способов развития эмоционально-нравственных способностей ребенка является художественная литература, которую ребенок осваивает совместно со взрослым. Художественная литература является безграничным источником развития нравственных, эстетических, интеллектуальных и социальных качеств личности.
Сказки способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников, только в них ребенок сталкивается в такими сложными эмоциональными темами как смерть, любовь, ненависть, гнев, страх, хитрость, коварство, доброта, самопожертвование и т. д. То, как отражены эти сложнейшие явления в сказках, является наиболее приемлемой формой для восприятия ребенка.
Художественная литература как инструмент развития эмпатии
Основная цель методического использования художественной литературы как средства развития эмпатии состоит в том, чтобы создать такие условия, в которых чувства и эмоции, испытанные ребенком при чтении художественного произведения, были отыграны, прожиты в поле реальной действительности. То есть ребенка нужно научить не только понимать эмоциональные состояния героев произведения, но и отслеживать, осознавать собственные эмоциональные состояния.
Именно для этого важно участие взрослого, который может инициировать небольшие диалоги с ребенком по поводу прочитанного, без этих вопросов и рассуждений ребенок не сможет соотнести свой реальный паттерн типичных реакций с идеализированным представлением в сказке и сформировать какое-то отношение.
Основная цель прочтения художественного произведения в дошкольном возрасте - это формирование навыков активного сопереживания герою в происходящей ситуации, анализ самого события, поступков героя, формирования собственного отношения к нему.
Фундаментальными для личностного развития являются ситуации анализа морального и нравственного выбора героев, в которых ребенку предлагается познакомиться с ситуациями принятия решения, совершения поступка, самопожертвования.
Сам подбор художественных произведений строится на нескольких принципах: эмоциональная насыщенность произведения (выразительный язык, частая смена событий), социально-нравственный смысл (борьба добра и зла, например), соответствие возрасту ребенка.
В воспитательных целях следует соблюдать определенный алгоритм чтения и анализа художественного произведения:
- Чтение произведения.
- Диалог о прочитанном: «Что здесь произошло?», «Кто герои рассказа?».
- Знакомство с иллюстрациями (здесь тоже важно задавать вопросы: «Что происходит на картинке?», - и искать этот отрывок в тексте).
- Игровой формат беседы ребенка с героем произведения (помогает сформировать ребенку собственное отношение).
- Можно сделать небольшие драматизации (проигрывания) на основе содержания произведения: то есть поставить небольшую сценку (это также способствует выражению эмоций, формированию собственного отношения)
- Соотношение с жизненным опытом: «А у тебя когда-нибудь было что-то похожее?».
Для способствования эмоциональному раскрытию взрослому следует читать произведение экспрессивно, насыщенно, с неподдельными чувствами. Кроме этого, нужно делать длительные паузы между чтением отдельных рассказов, чтобы дети могли проанализировать события, о которых идет речь в рассказах.