Депривация – это динамическое состояние, возникающее в жизненных ситуациях, в которых субъект лишен возможностей удовлетворения основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.
Общая характеристика развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях депривации
Личность – это понятие, которое выработано с целью отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социальной и культурной жизни, определения его как носителя конкретного индивидуального начала, самораскрывающегося в условиях определенных социальных отношений, предметной деятельности, взаимодействия и общения.
Развитие личности ребенка дошкольного возраста направлено на овладение им знаний, умений и навыков, необходимых для успешного существования в условиях современного социума, а также овладение общепризнанными ценностями и нормами поведения. То есть, развитие ребенка дошкольника предполагает формирование личности с определенным содержанием, которое ожидает от него современное общество.
Для полноценного физического и психического развития ребенка дошкольного возраста, необходимо наличие определенных стимулов, таких как: сенсорные, эмоциональные, когнитивные и т.д. В случае, если ребенок испытывает их дефицит, то это может в последующем негативно отразиться на его психике. Особое значение здесь имеют условия депривации. Это обусловлено тем, что ребенок в условиях депривации лишен или ограничен в возможностях удовлетворить жизненно важные потребности.
Основными симптомами психической депривации у детей дошкольного возраста является наличие целого спектра нарушений: от незначительных странностей, которые не выходят за пределы нормальной эмоциональной картины, и до глубоких нарушений развития личности и интеллекта.
Виды деприваций и их влияние на развитие детей дошкольного возраста
В зависимости от того, какие лишения испытывает ребенок дошкольного возраста, различают следующие виды деприваций, оказывающих влияние на его развитие
Материнская депривация – это различные явления, которые связаны с процессом воспитания ребенка в отрыве от матери (семьи).
Основная категория детей, которые испытывают материнскую депривацию, это дети-сироты, брошенные дети, а также дети, у которых мать относится к ним эмоционально холодно или излишне занята работой (карьерой).
Развитие ребенка в условиях материнской депривации, приводит к тому, что у ребенка отмечаются отклонения в психическом развитии, сопровождаемые различными тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Обусловлено это тем, что ребенок полноценно развивается только в психологическом контакте с матерью.
Эмоциональная депривация – это эмоциональное (аффективное) лишение, которое вызвано отсутствием внимания, любви и нежных чувств по отношению к ребенку со стороны родных и близких людей.
Эмоциональная депривация возникает в том случае, если нарушены эмоциональные связи ребенка со значимым для него взрослым. Например, вследствие смерти родителей или длительной разлуки с ними.
Последствиями эмоциональной депривации в развитии ребенка дошкольного возраста является то, что ребенок становится вялым, значительно снижается его активность и стремление к движению, ослабление общего состояния здоровья, отставание в развитие по всем показателям.
Социальная депривация – это значительно сужение социального поля активности ребенка дошкольника, ограничение его в возможностях усвоения необходимых социальных ролей.
Данный вид депривации характеризуется тем, что ребенок не овладевает необходимыми для успешной социализации умениями и навыками. В случае, крайней степени социальной депривации, в развитии детей наблюдается сильное отставание в развитии. Связано это с тем, что ребенок полноценно и всесторонне способен развиваться только в условиях социума. Детей с социальной депривацией принято называть «волчьи дети», «одичавшие дети», «дети-Маугли».
Когнитивная депривация – это вид депривации, возникающий в том случае, когда окружающий ребенка внешний мир не упорядочен и весьма изменчив, что отрицательно сказывается на понимании, предвосхищении и регулировании сложных изменений.
Когнитивная депривация представляет собой дефицит информации, либо ее получение в хаотичном, изменчивом, неупорядоченном порядке, что препятствует адекватному и успешному построению модели окружающего мира. Невозможность построения модели окружающего мира в дальнейшем не дает ребенку в нем продуктивно действовать и существовать.
Соматическая депривация – это психофизическая патология внутренних органов ребенка, вызванная негативным воздействием в перинатальный период, а также отсутствием возможности полностью и полноценно удовлетворить свои первичные биологические потребности.
Сенсорная депривация – это вид депривации, который возникает в следствие сужения внешних раздражителей и стимулов:
- слуховых,
- зрительных,
- осязательных и т.д.
Сенсорная депривация возникает в случае, если окружающая ребенка дошкольного возраста внешняя среда обедняется и не способна удовлетворить все его потребности в плане развития. Например, если ребенок попадает в интернат, детский дом или больницу, в условиях которых он значительно ограничен в движении, играх, игрушках, книгах, общении со сверстниками и т.д. В условиях семьи, сенсорная депривация возникает у тех детей, которые совместно с родителями проживают вдалеке от населенных пунктов и у них нет возможности активно взаимодействовать со сверстниками, а также у тех детей, которые в силу различных заболеваний «прикованы» к постели.
Как показывает практика, сенсорная депривация может вызвать у ребенка дошкольного возраста временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. При длительной сенсорной депривации возможны органические изменения или возникновение условий для их возникновения. Недостаточная стимуляция мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках.