Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие аутопсихологической компетентности будущих психологов

Сущность понятия «аутопсихологическая компетентность»

Определение 1

Аутопсихологическая компетентность – это особого рода психологическая деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию.

Аутопсихологическая компетентность является главным психологическим условием активизации личностного потенциала, обеспечивая модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности.

Аутопсихологическая компетентность дает ответы на ряд вопросов, например, что собой представляет алгоритм познания себя, что и в каком объеме надо знать о себе, какие барьеры есть на пути самосовершенствования и др.

Аутопсихологическая компетентность предполагает умение личности использовать свои психические ресурсы. Она предполагает также способность к психической работе по изменению поведения и личностных черт.

Аутопсихологическая компетентность – это умение индивида создавать благоприятную ситуацию для своей деятельности, изменяя свое внутреннее состояние. Сделать это можно за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений, навыков, за счет создания волевой установки, направленной на достижение необходимых результатов.

Аутопсихологическая деятельность является внутриличностной деятельностью и может носить разный характер – непроизвольный, произвольный, постпроизвольный характер. Её предметом является развитие и самосовершенствование человека. Непроизвольность проявляется в неосознанных аутопсихологических действиях, в спонтанных и неконтролируемых, а произвольность характеризуется осознанностью, поэтому контролируется и мотивируется. Для постпроизвольной стадии характерны уже сформированные и отработанные аутопсихологические умения и навыки.

В парадигме данного подхода анализ аутопсихологической компетентности позволяет процесс её формирования технологизировать и сделать его управляемым и контролируемым и рассматривается как способность ориентироваться во внутриличностном пространстве.

«Развитие аутопсихологической компетентности будущих психологов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Исследование психолого-акмеологических данных и их систематизация дали возможность определить структуру самопреобразующей акмеологической деятельности, которая включает субъекта этой деятельности.

Замечание 1

В качестве объекта акмеологической деятельности выступать может какое-либо внутриличностное образование, например, часть «Я-концепции», свойство характера, индивидуальная особенность и др.

Объект акмеологической деятельности на субъективном уровне осознается как наличие внутренней проблемы или желание что-то изменить, а в качестве её выступает конкретное психологическое образование, на которое направлено действие самопомощи. Например, мышечная система будет выступать предметом при релаксирующих действиях.

Аутопсихологическая деятельность и её акмеологические компоненты

На творческое саморазвитие личности направлена внутренняя акмеологическая деятельность, благодаря которой происходит самостроительство, самосозидание, самопреобразование. Объектами психологической работы становятся психические процессы и качества личности. Данная работа требует выполнения принципиальных условий, которые выделяются как акмеологические компоненты деятельности:

  • Самокритичное отношение к внутренним психологическим структурам и образованиям, способность видеть, чувствовать и понимать их, что возможно при развитой внутренней ролевой позиции наблюдателя;
  • Рефлексивная деятельность;
  • Проективный компонент – это способность осуществлять планирование внутренней самопреобразующей деятельности;
  • Осуществление внутреннего самопреобразующего диалога – интрокоммуникативный компонент;
  • Конструктивный компонент, предполагающий способность перестройки внутри личности, т.е. нейтрализация негативных и активизирование позитивных психологических образований;
  • Организаторский компонент предполагает способность наращивания арсенала внутренних психологических действий и осуществление акмеологического самовоздействия;
  • Прогностический компонент заключается в умении корректировать неблагоприятное внутреннее психологическое развитие и предотвращать его.
Замечание 2

Развитие аутопсихологической компетентности, таким образом, происходит в интропсихическом пространстве, которое включает некоторые интегративные параметры, охватывающие индивидуально-психологические различия, например, особенности психических процессов, состояний, свойств, которые отличают людей друг от друга.

Эти различия характеризуют частные психические свойства и отдельные психические процессы, например, внимание, мышление, особенности восприятия памяти, так и целостные личностные образования, например, способности, интересы, характер.

Аутопсихологическая компетентность включает при этом понимание типических черт, их классификации. Например, знание видов мышления, памяти, дает человеку возможность сравнить и опознать свой индивидуальный стиль мышления и тип памяти, т.е. позволяет человеку идентифицировать себя.

Специалисты считают, что на уровень аутопсихологической компетентности влияние оказывают три основных класса типологических особенностей – типологии личности, типологии защитных механизмов личности как индивидуальных структур бессознательного и стили мышления.

Аутопсихологическая компетентность и её формирование у студентов-психологов

Аутопсихологическая компетентность позволяет увидеть собственные сильные и слабые стороны, особенности характера, мышления, позволяет компенсировать негативные проявления и усовершенствовать имеющиеся способности, сформировать в себе новые качества и умения.

Аутопсихологическая компетентность является фактором успешной профессиональной деятельности и позволяет актуализировать внутренний психологический потенциал человека.

Показателем профессионального мастерства психолога является знание им механизмов профессионализации и компетентности. Профессиональные представления более адекватно формируются во время обучения, постепенно формируется образ специалиста-психолога с определенным набором качеств, более четко обозначаются профессиональные трудности.

Программа профессионального развития психолога была специально разработана для того, чтобы сформировать у студентов профессиональную психологическую компетентность на основе понимания механизмов профессионализации.

Принимая участие в программе, рассчитанной для студентов первого курса, происходит их знакомство с основными психологическими механизмами становления профессиональной компетентности.

Программа включает три основных блока:

  • Первый блок направлен на формирование восприятия и понимания профессиональной компетентности и её становление;
  • Второй блок дает возможность структурировать в сознании образ идеального психолога с важными профессиональными качествами;
  • Третий блок предполагает не только назначение психологических механизмов, но и развитие восприятия и понимания их содержания.

Применение профессионально важных свойств во взаимодействии с людьми отрабатываются на практических занятиях, которые способствуют развитию этих умений. Практические занятия проходят в форме тренингов с использованием средств активного психологического обучения.

Эффективность формирования аутопсихологической компетентности обеспечивает технологический модуль с программой тренингов, которые могут быть универсальными и специализированными.

Первый тренинг предполагает формирование базовых навыков самоуправления, в эмоциональной сфере – это снятие мышечной и психической напряженности, приобретение навыков позитивного самопринятия. В когнитивной сфере – обучение приемам улучшения памяти, гибкости мышления, концентрации внимания, речевой гибкости, креативности и др. В мотивационно-смысловой сфере происходит обучение приемам осознания целей и их формулирование и др.

Что касается специализированного тренинга, то он направлен на то, чтобы выработать умения в определенной сфере саморазвития – это может быть повышение стрессоустойчивости, управление временным ресурсом, выработка толерантности к экстремальности и неопределенности и др.

Е.В. Мельник разработала модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов, включающую три блока – когнитивный, практический, эмоциональный. Данная модель направлена на формирование эмпатии, которая является составляющим компонентом профессиональной компетентности. В зависимости от уровней содержание этих компонентов меняется – стихийно-эмпирический, эмпирический, научный.

Дата последнего обновления статьи: 17.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot