Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности допонятийного мышления детей

Допонятийное мышление: общие сведения

Определение 1

Допонятийное мышление – это начальная форма мышления ребенка, которое имеет иную, более примитивную, чем у взрослых, организацию.

Когда ребенок рождается его мышление находится на нулевой отметке, далее оно начинает развиваться, причем развитие это идет в две стадии: первая стадия – это допонятийное мышление, а вторая стадия – понятийное мышление.

Само слово «допонятийный» означает, что ребенок проходит стадию, когда он еще не имеет понятия осознанного, осмысленного. То есть все, что происходит с детьми, они принимают как есть и не могут это интерпретировать, анализировать.

Замечание 1

Допонятийное мышление характерно для детей возрастом до 5 лет. К пяти годам мыслительные процессы набирают необходимую базу и начинается процесс развития и становления понятийного мышления.

Статья: Особенности допонятийного мышления детей
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В период допонятийного мышления важно сформировать у ребенка все чувства и базовые принципы жизни, на которых он в дальнейшем будет строить свое мышление.

Формирование допонятийного мышления основывается на базовых принципах:

  • Усвоение понятий. Поначалу ребенок должен освоить основные понятия, которые ему необходимы в жизни. Примером таких понятий могут быть: кто мама, кто папа, что это за предмет (ложка, тарелка), стул и т.д. То есть все то, что ему необходимо в первые годы жизни. При этом ребенок еще может совсем не говорить, однако родители должны с ним разговаривать, чтобы эти понятия запоминались и потом он смог вслух произнести их названия;
  • Усвоение суждений. Такой принцип основан на том, что с помощью интонации родители прививают ребенку понятие о хорошем или плохом. Например, если ребенок увидел кошку и хочет ее ударить, то родитель должен сформировать положительное суждение о животным, показать ребенку, что ударять плохо, что кошка хорошая и ее можно погладить. Также и наоборот, например, ребенок увидел что-то несъедобное и тянет это в рот, это может быть не только игрушка, но и что-то, что может навредить его здоровью, родители также должны помочь сформировать суждение о том, что так делать нельзя, что это плохо;
  • Умозаключения. Ребенок должен понимать с детства причинно-следственную связь, желательно, чтобы он сам дошел своим сознанием до этого, но в допонятийный период этого можно достичь только при помощи физиологических воздействий, не опираясь на логику ребенка. Например, когда ребенок делает что-то неправильно, и не слушает интонацию родителей и продолжает это делать многократно, то родители часто прибегают к физическим мерам (шлепки по попе, удаление ребенка из комнаты и т.п.). После нескольких раз таких мер со стороны родителей, у ребенка должно сформироваться умозаключение о том, что если он будет делать это, то последствия будут неприятными. Со временем ребенок начинает искать другие пути решения своих вопросов;
  • Решение мыслительных задач. В процессе взросления, дети все больше находят способов решить вопросы, которые их интересуют или противостоять своим желанием. Например, часто дети находят множество способов вылезти из кроватки, когда они уже выспались и им хочется гулять. Часто родители даже не понимают, как детям это удается. Дети, в свою очередь, решают эту проблему не задумываясь, они просто действуют, то есть следуют своим желаниям, не осознавая последствий.
«Особенности допонятийного мышления детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Следовательно, в допонятийный период дети уже способны усваивать информацию из внешнего мира, но они просто щен не могут ее осмыслить. Родителям важно сформировать допонятийный фундамент детского мышления, чтобы в дальнейшем его развитие было быстрым и эффективным.

Особенности допонятийного мышления детей

Допонятийное мышление детей имеет свои особенности:

  1. Эгоцентризм. Данная особенность проявляется у детей как раз из-за того, что они не могут анализировать свое поведение, не способны понять хорошо ли они поступают или нет, они опираются только на то, что они видят и как они это чувствуют. Но в данном случае не стоит сравнивать эгоцентризм с эгоизмом, так как эгоизм – это форма поведения человека, которая сформировалась уже на этапе понятийного мышления, тогда как эгоцентризм, наоборот, в этапе допонятийного мышления. Эгоцентризм присущ маленьким детям, потому что они воспринимают информацию и действия достаточно прямолинейно. Например, ребенок хочет съесть конфету, которая нравится ему, ведь она вкусная, а каша, которую обычно дают ему родители невкусная, отсюда у малыша возникает вопрос: зачем есть то, что невкусно? Детям до 5 лет невозможно объяснить, что каша полезная, а конфеты вредные;
  2. Отсутствие представления о количестве чего-либо. Многие ученые и психологи изучали способности детей раннего возраста, чтобы понять на основании чего они судят о процессах физических или химических и т.д. Например, если спросить ребенка о том, какое дерево тяжелее и представить перед ним два дерева: одно будет худое и длинное, а второе короче, но толстое. С большой вероятностью ребенок ответит, что длинное дерево тяжелее, оно же выше, а, значит, больше. То же самое происходит, когда ребенок видит своего ровесника, который выше него ростом, в таком случае малыш будет думать, что его сверстник сильнее его;
  3. Отсутствие индуктивных и дедуктивных выводов. Так как ребенок может наблюдать одновременно несколько явлений, которые противоречат его сформировавшемуся мышлению, некоторые моменты могут не восприниматься ребенком как надо или вызывать смешанные чувства. Например, если спросить у ребенка живое ли дерево, он может ответить как, да, так и нет, и он не сможет понять, почему оно живое или почему оно неживое, так как это сложно интерпретировать его мышлению. С одной стороны, у дерева есть листочки, оно шевелиться, значит, оно живое, но оно не как человек, оно не говорит и не перемещается.

При воспитании детей необходимо учитывать все особенности допонятийного мышления, это поможет родителям максимально расширить границы сознания ребенка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot