Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе и его личностного развития.
Особенности работы социального педагога с девиантными подростками в школе
Работа социального педагога с девиантными подростками в условиях общеобразовательной школы основана на симптоматическом подходе. То есть, социальный педагог работает непосредственно с проявляющимися у подростка симптомами отклонения.
Составляющие работы социального педагога с девиантными подростками в школе:
- Выявление девиантных подростков в школьной среде.
- Разработка индивидуальной или групповой программы по работе с девиантными подростками.
- Непосредственная реализация разработанной программы.
Каждый из элементов работы социального педагога имеет собственные социально-педагогические технологии, которые в свою очередь подразделяются на две основные группы:
- Организационные социальные, психологические и педагогические технологии.
- Социальные, психологические и педагогические технологии, используемые в индивидуальной работе с девиантными подростками.
Для осуществления работы с девиантными подростками, социальный педагог составляет и ведет банк данных подростков, входящих в группу риска. Данная функция является ключевой в деятельности социального педагога, так как позволяет ему организовать должным образом взаимодействие разнообразных структуру, направленных на решение проблем современных подростков.
Прежде, чем приступить к разработке программы работы с девиантными подростками, социальный педагог проводит диагностику тех подростков, которые включены в его банк, а также тех, поведение и поступки которых вызывают опасение у педагогов и сверстников.
Диагностика осуществляется в присутствии классного руководителя и родителей, при необходимости приглашаются и иные учителя. На основании результатов, полученных в ходе проведенной диагностики, социальный педагог разрабатывает программу социально-педагогической деятельности девиантного подростка.
Типы программ и специфика их разработки
Индивидуальные программы – это программы, разработанные для оказания необходимой социально-педагогической помощи и поддержки конкретному девиантному подростку, который находится в социально опасном положении.
Групповые программы – это программы, разрабатываемые социальным педагогом для решения проблем конкретной группы подростков, которые были выявлены ходе проведения диагностики.
Общественные программы – это программы, разрабатываемые социальным педагогом с целью решения проблем, присущих части школьного коллектива или нескольким группам подросткам
В отличие от групповых и индивидуальных программ, общественные программы включаются в общешкольную программу. Все три типа программ реализуются с привлечением соответствующих специалистов, ведомств и административных органов, необходимых для успешного решения проблем девиантных подростков.
Основные характеристики программы по работе с девиантными подростками, разрабатываемые социальным педагогом в условиях общеобразовательной школы:
- Целесообразность включенных в программу методов, средств и форм социально-педагогической деятельности, в том числе и привлечение сторонних специалистов и ведомств.
- Прогнозируемость ожидаемых результатов реализации программы.
- Возможность измерить, качественно и количественно проанализировать полученные результаты.
При разработке индивидуальной программы по работе с девиантным подростком, социальный педагог анализирует и рецензирует программу с консультантами и социально-педагогической службой, а после выносит ее на рассмотрение педагогическому совету или методическому объединению образовательного учреждения.
Успешная реализация разработанной программы требует всестороннего и полного обеспечения ее условий. Основным условием является то, что социальный педагог, в ходе реализации разработанной программы выступает в качестве посредника между девиантным подростком и учебным заведением. Помимо этого он активно сотрудничает в рамках программы с родителями и педагогами школы. При необходимости устанавливается контакт с социальными службами, административными органами и иными ведомствами.
Таким образом, социальный педагог не просто разрабатывает программу по работе с девиантным подростком, но и осуществляет ее непосредственную реализацию в рамках учебного заведения. Именно деятельность социального педагога представляет собой «каркас» реализуемой программы по работе с девиантыми подростком или группой подростков.
Преимущества программы
Работа с девиантным подросткам в условиях общеобразовательного учреждения по заранее разработанной программе имеет ряд преимуществ:
- Программы позволяют выделить и конкретизировать проблемы каждого отдельного подростка, сосредоточить свои силы именно на решении данных проблем.
- Каждый этап программы содержательно связано с предыдущим и последующим, что позволяет решать программу последовательно и систематически.
- Программа рассматривается как специально разработанный инструмент по стабилизации положения девиантного подростка.
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с девиантными подростками, требует участия в этой деятельности разных специалистов, однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и, прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения
Необходимо учитывать, что эффективность реализуемой программы по работе с девиантными подростками в школе, будет зависеть от реализации следующих условий:
- своевременная диагностика проблем подростков девиантного поведения;
- разработка и реализация программы по коррекции и реабилитации подростков с девиантным поведением;
- комплексное взаимодействие различных специалистов (как сотрудников школы, так и специалистов привлеченных из других организаций) при реализации программы.