Общая характеристика рационально-эмотивной терапии
Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) – это один из методов психотерапии, который был разработан в 1950-х годах клиническим психологом Альбертом Эллисом.
РЭТ имеет две ведущие цели:
- Оказание необходимой помощи в устранении имеющихся эмоциональных расстройств.
- Превращение пациента в более полно функционирующую и самоактуализирующуюся личность.
Данная терапия направлена на освобождение клиента от шор и уз, клише и стереотипов, с целью формирования у него более свободного и непредубежденного взгляда на окружающий мир.
Концепция А. Эллиса трактует человека как самоподдерживающийся, самооценивающийся и самоговорящий организм. Каждый человек рождается с конкретно заложенным в него потенциалом, который имеет две стороны:
- рациональная и иррациональная;
- конструктивная и деструктивная;
- стремящаяся к росту и любви и стремящаяся к самообвинению и разрушению и т.д.
Согласно концепции А. Эллиса, все психологические проблемы возникают и внешне проявляются только в том случае, если индивид стремится следовать простым предпочтениям (стремлению к одобрению, любви, уважению и т.д.) и ошибочно считает, что именно эти предпочтения являются абсолютной сутью и мерилом его жизненного успеха.
По своей природе человек является существом, которое в значительной степени подвержено разнообразным влияниям, начиная с уровня биологического и до уровня социального. Именно в этой связи, он сводит всю имеющуюся у него многосложную изменчивость к чему-то одному конкретному, например, к стремлению создать вокруг себя благоприятный психологический климат.
Основные теоретические положения РЭТ
Источником всех психологических нарушений во всем их многообразии является система индивидуального иррационального представления об окружающем мире, которую каждый человек усваивает и формирует с момента своего рождения.
В свою очередь невроз является своеобразным иррациональным мышлением и поведением, сердцевиной которого выступает такой тип нарушения как самообвинение.
В РЭТ А. Эллис выделяет три основных психологических аспекта функционирования человека:
- Мысли (когниции): оценочные и дескриптивные.
- Чувства.
- Поведение.
Дескиптивные когниции включают в себя разнообразную информацию об окружающей реальности и действительности.
Оценочные когниции характеризуют отношение человека к окружающей действительности.
Оценочные и дескриптивные когниции находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. На основании данной связи формируются позитивные или негативные эмоции, а также личное отношение к происходящему вокруг.
Одним из важнейших понятий в РЭТ является понятие «ловушка».
«Ловушка» в РЭТ – это определенные когнитивные образования, посредством которых происходит осознание необоснованной (невротической) тревоги, раздражительности и т. д.
В соответствии с концепцией А. Эллиса, считается, что несмотря на то, что каждый человек стремится быть понятым и любимым в окружающей его среде, он также должен чувствовать себя и достаточно уязвимым вне данной атмосферы. Исходя из этого, А. Эллис, разработал «Кодекс невротика».
«Кодекс невротика» - это определенные суждения, которые являются ошибочными, а стремление их выполнить или воплотить в реальную жизнь в итоге приводит к различным психологическим проблемам.
Этапы и предпосылки РЭТ
Работа РЭТ строится в несколько последовательных этапов:
Кларификация – это первый этап работы, направленный на выяснение основных событий и параметров, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние клиента и вызывают у него разнообразные неадекватные поведенческие реакции. На данном этапе психотерапевт осуществляет личностную оценку событий, классифицирует те события, которые происходят вокруг клиента и оказывают определенное воздействие на его эмоциональное и психологическое состояние.
Идентификация поведенческих и эмоциональных последствий восприятия события. Основной целью данного этапа является выявление диапазона всех эмоциональных реакций на происходящие вокруг клиента события.
Реконструкция иррациональных установок. На этом этапе психотерапевт приступает к реконструкции в том случае, если клиент способен достаточно легко идентифицирует собственные иррациональные установки в определенной проблемной ситуации. Каждая проблемная ситуация может протекать на следующих уровнях: когнитивном, поведенческом, воображаемом.
Закрепление необходимого адаптивного поведения посредством выполнения клиентом домашних заданий. Важно чтобы клиент выполнял их самостоятельно.
Основными психологическими предпосылками РЭТ являются:
- признание личной ответственности за свои проблемы;
- принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы;
- признание, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений;
- обнаружение (осознавание) этих представлений;
- признание полезности серьезного обсуждения этих представлений;
- согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;
- согласие на использование РЭТ.
Психотехника в РЭТ, характеризуется тем, что включает в себя разнообразные техники, которые в том числе позаимствованы из других областей:
- Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов – психолог осуществляет консультирование, которое проходит в форме активной дискуссии с клиентом. Целью дискуссии является опровержение иррациональных взглядов.
- Когнитивные домашние задания – направлены на осуществление клиентом самоанализа, переструктурирование привычных интерпретаций и вербальных реакций.
- Рационально-эмотивное воображение – направлено на выполнение клиентом задания, суть которого заключается в воображении сложной для него ситуации. Важно понять те чувства, которые вызвала эта воображаемая ситуация и постараться пересмотреть собственные ощущения.
- Ролевая игра – осуществляется проигрывание сложных или беспокоящих клиента ситуаций, в ходе проигрывания «разбираются» неадекватные интерпретации, особенно те, что включают в себя самоуничтожение и самообвинение.
- Атака на страх — техника, смысл которой состоит в том, чтобы выполнить действие, обычно вызывающее страх или психологические затруднение.