Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Работа с мышлением в когнитивно-поведенческой психотерапии

Общие сведения о когнитивно-поведенческой психотерапии

Определение 1

Когнитивно-поведенческая психотерапия - это одно из наиболее популярных и эффективных направлений психотерапии, которое базируется на работе в двух направлениях: когниции (мысли, установки, убеждения) и поведении (паттерны поведения, взаимодействий, реакций).

Основная идея данного направления состоит в том, что наши мысли и наше поведение связаны между собой. А принцип терапии строится на реорганизации установок и убеждений, что соответственно приводит и к реорганизации нежелательных форм поведения.

Основная сфера запросов - тревога, беспокойства, фобии, депрессия, панические атаки, обсессивно-компульсивное расстройство, нарушения пищевого поведения.

Основной локус работы - неадаптивное поведение, которое возникло в результате неправильного научения.

Основная цель работы - первоначально редукция беспокойства и затем - изучение основных особенностей мышления и научение новым паттернам поведения, научение адаптивным формам поведения в ответ на стимул, вызывающий беспокойство.

Временная перспектива работы - ориентация на актуальную ситуацию, на настоящее.

Временные рамки работы - краткосрочный формат

Отношения терапевта и клиента носят характер обучающего союза. Однако, терапевт ни в коем случае не учит клиента, как “правильно” думать и действовать. Он вместе с клиентом исследует, как актуальный способ мышления клиента помогает или мешает ему действовать.

Основной принцип работы в русле когнитивно-поведенческой психотерапии - информирование клиента, направление его на самопонимание и самоанализ, повышение способности к самоконтролю.

Основной ход работы строится следующим образом: выяснение актуально проблемной ситуации, составление карты мыслей и событий, вызывающих дезадаптивное поведение. Формирование программы работы: включение в нее домашних заданий и упражнений, выполнение которых повышает возможность закрепления новых паттернов поведения. И постоянная обратная связь с терапевтом относительно того, как клиент себя ощущает, замечает ли какие-то изменения, что он чувствует и что думает.

«Работа с мышлением в когнитивно-поведенческой психотерапии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

История развития направления

Своими истоками когнитивно-поведенческая психотерапия своими корнями уходит в бихевориальное направление, которое в первой половине 20 века утвердило идею о том, что поведение - есть ответ на определенный раздражитель.

Однако в 60-70 годах с развитием работ Ж. Пиаже и гештальтистов в области изучения развития интеллекта и его операций стало ясно, что когнитивные аспекты играют явную роль в формировании поведения. Это способствовало формированию течения необихевиоризма, родоначальником которого был Э. Толмен, которое привнесло идею о промежуточной переменной между стимулом и реакцией.

Некий черный ящик, опосредующий стимульное воздействие и формирующий поведенческий ответ. К содержанию этой переменной относили намерения и цели, мотивы и потребности. Но так или иначе, необихевиоризм стал отправной точкой для того, чтобы сформировать идею о том, что поведение и мысли связаны.

Так сформировалось два лагеря: поведенческая терапия, направленная на формирование исключительно новых и адаптивных форм поведения, и когнитивная терапия, направленная не реорганизации убеждений и установок. Однако полярность этих двух направлений сгладили и объединили в единое терапевтическое направление были два психолога-исследователя: А. Бек и А. Элис.

А. Бек является создателем концепции автоматических мыслей, которые он обнаружил при работе с депрессивными клиентами, выявив у них постоянно повторяющиеся идеи о собственном поражении, беспомощности и неадекватности. Автоматические мысли, по А. Беку, искажают восприятие человека и отличаются полярностью оценок реальности: либо все очень хорошо, либо все очень плохо. Помимо этого, автоматические мысли характеризуются генерализованностью восприятия, то есть единственное событие в жизни индивида экстраполируется на весь класс явлений. В том числе, к характеристикам автоматических мыслей относят паникерство - представление о том, что есть такие явления, которые абсолютно всеми оцениваются как негативные. Стремление персонализировать любые события (переводить случившееся на себя) - также одна из черт автоматических мыслей. Если обобщить, то такие невротические мысли создают иллюзию правоты, ошибочное восприятие справедливости, ошибочное восприятие контроля (я могу всех контролировать, и меня тоже могут все контролировать), ошибочное представление об изменениях (другие могут и обязательно должны измениться). Все это рождает очень глобальные, ошибочные и полярные выводы, которые так или иначе искажают реальность для человека.

Исследования автоматических мыслей клиентов с депрессией в купе с изучением формирования интеллектуальных операций по Ж. Пиаже привели А. Бека к мысли о том, что автоматические мысли как некие абсолютные негативистские когнитивные конструкты можно корректировать через деятельность. Так он сформировал терапевтическую программу, в которой соединил поведенческие и когнитивные начала: в ней активно использовались методы моделирования, домашних заданий, ролевых игр.

Продолжил развитие данного направления коллега А. Бека - А. Элис, он изучал установки и суждения людей. По А. Элису, существует два типа суждений: описательные (содержат в себе чистую информацию о реальности) и оценочные (содержат в себе оценку событий). Между оценочными и описательными суждениями существуют гибкие связи, которые формируют систему рациональных установок - систему адекватного восприятия реальности.

Иррациональные установки - это дисфункция связи между описательными и оценочными суждениями. Именно иррациональные установки формируют невротизацию личности: дезадаптивные формы поведения связаны не с самим травмирующим стимулом, а с тем, что он воспринимается как травмирующий. Иррациональные установки: катастрофичность, долженствование в отношении других людей, обязательная реализация собственных потребностей, искажения оценок (глобальная оценка дается на основании частного явления). Основной принцип работы с иррациональными установками в том, чтобы вычленить их и заменить на более адаптивные формы связи описательных и оценочных суждений. Так А. Элис создал рационально-эмотивную терапию, в которой также очень много используется от поведенческого метода работы: моделирования, поощрения, домашние задания.

Работа с мышлением

Выделяют разные уровни работы с мышлением: на уровне стратегии, на уровне методологии, на уровне методов и техник.

На уровне стратегии, основной принцип работы когнитивно-поведенческой терапии - реструктуризация дисфункциональных причинно-следственных связей, выявление ограничивающих убеждений и установок.

Реструктуризация позволяет выйти на новый уровень мышления - метамышление, то есть это мышление о собственном мышление. Такой выход позволяет оценить ошибочность собственных логических связей, сформировать новые функциональные связи между явлениями и собственными оценками.

На уровне методологии выделяют два основных направления в работе с мышлением:

  • направляемое открытие - это методология работы, основной целью которой является подталкивание клиента к осознанию ошибочности его дисфункциональных связей и формировании новых. Это осознание должен ощутить сам клиент, терапевт лишь сопровождает его в этом. В данном ключе терапевт активно использует методы постановки экспериментов, постановки гипотез и их эмпирической проверки, взвешивание аргументов. Все эти методы позволяют клиенту в сотрудничестве с терапевтом выявить противоречия, собрать доказательства этих противоречий и прийти к “открытию” - выводу о дисфункциональности причинно-следственных связей и совместно искать альтернативы.
  • дистанцирование - это методология изменения реакции на собственные мысли, что происходит в результате развития навыков дистанцирования от дисфункциональных мыслей, ухода от них, стратегия, восприятия собственных мыслей как продуктов мозга, а не глобальных истин.

В русле методологии направленного открытия осуществляется метод работы по изменению содержания мышления - изменение интерпретации ситуации (то есть оценки ситуации индивида) на новую интерпретацию (более адаптивную). Например, есть ситуация перелета, но человек боится летать, считая, что самолет - это опасность, потому что он может разбиться (интерпретация), вследствие чего я не летаю на самолета (поведение). Суть данного метода строится на том, чтобы изменить оценочный блок интерпретации на более адаптивный (самолет делается из прочных материалов, им управляют опытные пилоты, это просто средство передвижения).

В русле методологии дистанцирования осуществляется метод работы по формированию адаптивного отношения к собственным мыслям - этот метод работы основан на изменении реакции на собственные мысли, а не на изменении содержания. В ходе терапии человек учится оценивать собственные мысли не как непосредственное и истинное отражение реальности, а как результат продукции мозга, как идеи. Так снижается глобальность и катастрофичность события. Вместо интерпретации о том, что самолет обязательно упадет, у человека формируется установка, что это не обязательная и пророческая истина, а всего лишь идея или привычная мысль, которая не является стопроцентной истиной.

На уровне техник выделяют поведенческие и когнитивные техники: первые направлены на столкновение клиента с эмпирическим опытом, противоречащим изначальным установкам и убеждениям (экспозиционная терапия, поведенческие эксперименты), а вторые развивают навыки непосредственного изменения мышления (сократический диалог, диспуты с собственными мыслями)

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot