Кризис трех лет
Кризис трех лет – это личностные изменения, происходящие с ребенком в результате которых изменяются его отношения со взрослыми.
Рисунок 1. Кризис трех лет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В этом возрасте ребенок начинает отделять себя от других, он осознает свои возможности и ощущает себя источником воли. Сравнивая себя с взрослыми, он желает выполнять те же действия и учится сам ими управлять.
Внутренние причины приводят к появлению внешних симптомов кризиса и появляются такие черты как упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, протест-бунт и даже деспотизм. Л. С. Выготский хорошо описал эти характеристики и считал, что возникновение подобных реакций помогает зарождению потребности в уважении и признании маленького человека.
Негативизм маленького ребенка проявляется в том, что у него возникает негативная реакция на просьбу взрослого, а не на действие. Например, ребенок игнорирует требование воспитателя, а других слушает. Надо сказать, что негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными и очень редко с посторонними. На подсознательном уровне ребенок понимает, что подобное поведение с родными не будет для него чревато неприятностями. Отсюда важно помнить, что негативизм и непослушание – совершенно разные вещи.
Второй характеристикой ребенка 3-х лет является упрямство, причина которого кроется в том, что ребенок хочет, чтобы с его мнением считались. Малышу совсем неважно будет у него та или другая вещь, ему надо утвердиться в том, что его мнение тоже что-то значит, и он будет настаивать на своем.
Всем кризисам присуще обесценивание, которое проявляется в том, что обесцениваться начинают все ценности и привычки, которые раньше были дороги. Например, любимая игрушка может быть сломана или ребенок отказывается соблюдать принятые правила и др.Такая характеристика как строптивость направлена против принятых в семье норм поведения, а своеволие выражается в стремлении делать всё самому.
Поведение ребенка направлено не на физическую самостоятельность, а на самостоятельность намерений и замыслов. Данное чувство сильно захватывает ребенка, и он открыто свои желания противопоставляет ожиданиям других. Безусловно, самостоятельность малыша отражается на взаимоотношениях со взрослыми и, если ребенок осознает, что может сделать что-то сам, то здесь помощь ему не нужна. Взрослые люди и, прежде всего, родители должны это понять и не высказываться негативно, не критиковать ребенка, позволить ему проявить самостоятельность.
Частые ссоры ребенка с родителями говорят о протесте-бунте со стороны малыша. По этому поводу Л.С. Выготский утверждал, что ребенок с окружающими находится в состоянии войны, «в постоянном конфликте с ними».
В однодетных семьях ребенок может проявлять деспотизм – он диктует всем окружающим как надо себя вести, при этом, стремится к тому, чтобы слушались и поступали так, как он этого хочет.
Сам кризис не является болезнью, он представляет собой этап развития на пути к формированию полноценной личности ребенка. Ему надо дать «быть», потому что ребенок не способен что-то делать назло, он не может ещё собирать информацию, анализировать её и умело перерабатывать в виде какого-то решения.
Чтобы кризис прошел успешно, реакция родителей и их поведение должны быть адекватными.
Пути преодоления кризиса
Для коррекции симптоматики кризиса 3-х лет психологи рекомендуют следующее: организовать деятельность ребенка, в которой больше проявляется самостоятельность – самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть за собой посуду и др.
Снять проявление агрессивности ребенка помогают игры-драматизации. Например, предложить ребенку роль отрицательного героя-волка, который рычит на козлят и хочет их напугать. «Волк» сильно стучит в дверь, топает ногами, рычит. При помощи подобных занятий ребенок освобождается от агрессии. Подобные приемы эффективнее использовать на занятиях физкультурой или на прогулке.
Коррекция негативных проявлений может быть организована через лепку, когда ребенок лепит злого героя, которого необходимо прогнать, а затем слепит доброго, который со всеми живет в дружбе. Любые примеры можно взять из сказок для детей.
Снять агрессию помогает закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями. Например, на большом листе бумаги изображается отрицательный сказочный герой, которого надо закрасить, потому что он причинил вред, допустим, лесным «жителям».
Создание фантастических ситуаций помогает в борьбе с упрямством ребенка – «не хочешь кушать, не надо», после чего ребенку можно предложить послушать историю про Машеньку. Эта девочка никогда не кушала и из пухленькой и красивой она превратилась в худышку и не могла самостоятельно стоять на ногах, и даже легкий ветер сдувал её с ног. Однажды эта девочка совсем исчезла, и никто её не мог найти, наверное, сильный ветер унес её далеко от дома.
Также упрямому ребенку можно прочитать серию стихов Г. Остера «Вредные советы» и И. Демьянова «Дразнилки», «Глупую историю» М. Зощенко, русскую народную песенку «Бабушкин козлик», узбекскую народную сказку «Упрямые козлики».
Надо сказать, что кризис 3-х лет может проявляться в замкнутости, неуверенности в себе. Если эти признаки просматриваются, то ребенка надо включить в игру, в которой он сначала будет выполнять роль ведомого, а затем в роли ведущего в подвижных и сюжетно-ролевых играх – в игре участие принимают куклы.
В игре ребенок должен постоянно поощряться.
В этой достаточно сложной проблеме родители должны оказать помощь воспитателю, работающему с ребенком.
Родителям, знающим о кризисе 3-х лет, можно предложить самостоятельно почитать литературу на эту тему. Индивидуальные беседы проводятся с теми родителями, кто симптомы кризиса путает с непослушанием ребенка.
Ребенок требует внимания и общения, прежде всего, с родителями, о чем они должны помнить, воспитывая личность.
Принципы поведения родителей в период кризиса 3-х лет
В жизни 3-х летнего маленького человека наступает важный и сложный для него период – это возрастной кризис. Родителям важно сделать всё, чтобы помочь малышу быстро и безболезненно пройти этот период. Для этого ребенка надо просто любить, играть с ним, учитывая его потребности.
Психологи выделяют принципы поведения родителей, которые помогут справиться с кризисом и будут способствовать формированию необходимых в будущем личностных качеств:
- Предложения что-то сделать родители должны формулировать в виде вопроса, а не приказа, например, какую кашу ты будешь кушать?;
- С малышом вести себя надо как с равным, например, говорить спасибо за оказанную им услугу, просить разрешения взять его игрушку, показывая, таким образом, пример для подражания;
- Энергию ребенка направлять в мирное русло – так можно делать, а вот этого делать нельзя, для сглаживания кризисных моментов использовать игровую форму;
- Активность и самостоятельность поощрять, давать возможность, что-то исследовать, выбрав для себя роль консультанта;
- В требованиях важно быть последовательным и, если что-то не разрешается, отступать нельзя;
- Взрослые, окружающие ребенка, должны предъявлять одинаковые требования, включая бабушек и дедушек;
- Сопротивление малыша вашему предложению из чувства негативизма, требует небольшой паузы, для того, чтобы ребенок за это время сам принял решение;
- В случае с истерикой малыша, надо терпеливо её переждать, а потом спокойно объяснить, как надо вести себя правильно. Однако не надо думать, что ребенок всё хорошо понял и осознал, к этому разговору придется не раз возвращаться, только уже в других ситуациях.
В период кризиса 3-х лет родителям необходимо коренным образом пересмотреть отношение к своему повзрослевшему малышу, а если в стратегии воспитания ничего не изменять, то кризис 3-х лет затянется на длительное время.