Сущность псикосмологии
Псикосмология - это понятие в популярной психологии, отражающее систематизацию и упорядочение знаний о людях в контексте соотношения рационального и иррационального познания.
Данная концепция берет свое начало из типологии личности К. Юнга, которая была переработана Н. Нагибиной, которая собственно и является родоначальницей этого направления.
Типология в псикосмологии строится на основании способа получения и обработки информации: рациональный (сознательный и контролируемый) и иррациональный (интуитивный и неконтролируемый). Оба этих способа могут быть направлены вовне (мир) и вовнутрь (Я). Таким образом:
- Рациональность вовне: познание окружающего мира, законов его функционирования
- Рациональность вовнутрь: познание самого себя, своих состояний, процессов и возможностей
- Иррациональность вовне: целостное восприятие ситуация, ориентация на чувства
- Иррациональность вовнутрь: познание свои неосознаваемых процесс, импульсов, влечений и защит
Вообще, в псикосмологии выделяют 12 типов. Возможно наличие как кардинальных проявлений типов, так и наличие смешанных. Для каждого типа дается интерпретация не только познавательных ориентаций и направленностей, но и предпочитаемых интересов, ценностей и мотивов.
Проективные методы: история развития
Проективные методы – это группа психодиагностических методов, направленных на исследование личности с помощью механизма проекции (выкладывание субъективных переживаний во внешние объекты).
Считается, что начало проективной психодиагностики идет от К. Юнга и его метода свободных ассоциаций, в течение которых пациент свободно говорит все, что ему приходит в голову без стеснений. Продуктивность этого метода показала, что субъективные переживания поддаются объективной фиксации.
Позднее появился известный тест чернильных пятен Г. Роршаха, направленный на выявление способностей к воображению, реалистичности восприятия действительности, тревожных тенденций личности.
Далее появился тематический апперцептивный тест Х. Моргана и Г. Мюррея, представленный черно-белыми картинками с изображением неопределенных ситуаций, допускающих многочисленные толкования. Суть теста направлена на выявление личностных мотивов, стремлений и потребностей человека, способах взаимодействия с другими людьми.
Очень важным моментом является тот факт, что все эти методы были разработаны для клинической работы психотерапевта, лишь в 40-х годах прошлого века они стали популяризироваться для работы со здоровыми людьми. Этому поспособствовала работа Л. Франка, который объединил методы такой работы в отдельный вид психодиагностических методик и сформулировал основные принципы их применения. Собственно с него и началось употребление термина "проективные методики".
- Важным принципом, который отметил Л. Франк является то, что проективные методы выявляют не конкретные поведенческие тенденции, а раскрывают внутренний мир личности, ее субъективные переживания и чувства.
- Личность воспринимается как целостная, устойчивая и динамическая система, состоящая из потребностей, мотивов, эмоций и собственного жизненного опыта.
- Поскольку личность - это дианмическая система, то каждое новое действие накладывает отпечаток на внутренний мир личности. Л. Франк назвал это "проективной гипотезой".
Основные особенности и ограничения проективных методик
Основными особенностями проективных методик является неопределенность стимульного материала, отсутствие правильного и единого ответа.
На основании разнообразия стимульного материала выделяется следующая классификация проективных методик:
- конститутивные методики: испытуемому предлагается стимульный материал, который он должен наделить смыслом. Например, тест чернильных пятен Г. Роршаха
- конструктивные методики: испытуемому предлагаются различные элементы, которые он должен объединить по какому-то принципу. Например, тест мира Г. Болгара и Л. Фишера, в котором человеку предлагается более 200 элементов и деталей, группируя которые он должен создать мир.
- интерпретативные методики: испытуемому предлагается стимульный материал, который он должен объяснить, рассказать про него что-то. Например, тест Х. Моргана и Г. Мюррея.
- катартические методики: осуществление игровой деятельности в специализированных условиях (психодрама, аутентичное движение), в результате которой человек выносит вовне свои внутренние конфликты, паттерны поведения.
- рефрактивные методики: систематическое наблюдение за непроизвольными изменениями в речи, жестах, почерке респондента, мимике, интонациях
- экспрессивные методики: применение всевозможных рисуночных тестов на заданную или свободную тематику.
- импрессивные методики: респонденту предлагается выбрать стимул из предложенного ряда. Например, цветовой тест М. Люшера, в котором респонденту из 8 цветов надо выбрать наиболее приятный. Происходит серия предъявлений, на основе чего формируется цветовой ряд и происходит интерпретация состояния на основе символизма цвета.
- аддитивные методики: респонденту предлагается стимульный материал, который нужно завершить (вербально или визуально).
Основными ограничениями применения проективных методик является их недостаточная стандартизированность в организации и проведении самой методики, что может влиять на качество проективного материала. Сложность формирования объективных условий подкрепляется еще и тем, что это может осложнить механизм проецирования респондента, ограничивая его. Стандартизация осложнена и в области интерпретации проективного материала, сложности его унификации.