Психотерапия подростков – это сложный процесс, в ходе которого происходит взаимодействие психотерапевта и подростка. Он направлен на решение сложных жизненных ситуаций, разбор существующих проблем и моментов, которые повлияли на решение подростка или его родителей обратиться за помощью к специалисту.
Довольно часто в семье присутствует напряжение из-за отсутствия возможности правильно строить отношения. Родители имеют свое личное представление о заболевании. Они формулируют вопросы, ответы на которые им нужно получить немедленно. Первая встреча с психотерапевтом является так же и первым этапом лечения, и осознание этого необходимо, так как это может повлиять на успех всех дальнейших действий, направленных на психокоррекцию.
Первая встреча психотерапевта с родителями позволяет понять поведение подростка в семье, кто из членов семьи беспокоится о нем больше всех, и что изменится, когда поведение подростка изменится в лучшую сторону. Необходимо обозначить границы в семейных подсистемах. Если конфликты между братьями и сестрами регулируются родителями, или подросток поддерживает одного из родителей, или бабушка объединяется с подростком против родителей — все это непременно приведет к проблемам в семье, что отразится на поведении подростка.
Смысл подростковой психотерапии
Психотерапия подростков объединяет в себе профилактику и коррекцию нарушений формирования личности, лечение психосоматических последствий проблем адаптации и психической травматизации, коррекцию системы ценностей, желаний, потребностей, смыслов, притязаний, а также образа жизни.
Психотерапия подростков направлена на:
- обнаружение и устранение причин и условий травматизации;
- поиск оптимальных методов обучения;
- перевоспитание, изменение у подростка неправильного отношения к себе (неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственного ничтожества, несформированность чувства собственного достоинства, независимость суждений, выбор индивидуального пути);
- принятие позиции равенства прав и возможностей при построении межличностной коммуникации.
Вопросы, волнующие подростков:
- избавление от трудностей – появляется необходимость ориентироваться в обществе и соответствовать его правилам;
- безопасность существования – отсутствие понимания, принятия и защиты в семье и в «взрослом мире»;
- внутренний конфликт – неправильное представлениях о себе (ругающее, отрицательное, негативное) и о мире (смятённое, тревожное, нестабильное);
- выбор направления и путей развития – каким человеком я стану в будущем, что и кто меня будет окружать;
- избавление от стресса – покидая дом родителей, приходится сталкиваться с агрессивной средой;
- регуляция и управление собой – не выработаны или не отлажены регуляторные личностные механизмы (вместо них часто паника или агрессия).
Главная цель психотерапевта, работающего с подростками, заключается в оказании помощи подростку, который не понимает, как ему следует строить свою жизнь.
Специалист выступает в роли друга, который всегда поможет и поддержит, а также старшего брата, который объясняет, как адаптироваться в незнакомой коллективе, незнакомой обстановке, как себя вести, когда подросток вступает во взрослый мир.
Подростковая психотерапия должна учитывать внешние факторы окружающей среды подростка и его особенности характера.
Для того, чтобы облегчить адаптацию подростка в реальной жизни, нужно искренне хотеть это сделать. Необходимо подбирать методики, которые помогут именно этому подростку, проявлять искренний интерес к его трудностям и проблемам, учитывать его потребности и цели, а также уровень его развития и культурного восприятия. Перечисленные факторы помогут ему определиться с тем, что он хочет получить от жизни, поймет, как ему нравится и как не нравится жить, как проводить свое время максимально эффективно и помогать окружающим так, чтобы и он сам, и другие люди оставались удовлетворенными.
Что нужно знать подростковому психотерапевту?
Подростковый психотерапевт должен быть готов к принятию системы ценностей подростка, его мировоззрения, иногда не подчиняющегося логике, порой идеализированного и нереального, а иногда и вовсе не простроенного.
Подростки проявляют свой протест посредством эмоциональных и поведенческих реакций.
Нейтральное эмоциональное состояние в период взросления бывает крайне редко. Гораздо чаще встречается демонстративное и активное, а иногда и враждебное проявление внутреннего мира подростков.
Они стараются отличаться от других, быть особенными, при этом подражая или копируя внешний вид, поведение и мысли людей, которых они считают авторитетными.
Подросток не хочет открываться и доверять свои чувства, мысли и эмоции, и не готов говорить о том, что его волнует, как во внутреннем плане, так и в межличностных отношениях с окружающими.
Это связано не только с особенностями характера, которые меняются по мере взросления, но и с конфликтом условий жизни и внутренних убеждений самого подростка.
Психотерапия подростков требует от специалиста особого отношения к подростку – от выжидательного до провокативного взаимодействия.
При этом обязательным условием является принятие условий, в которых существует подросток, а также его настоящих потребностей. Нельзя подстраиваться под подростка, притворяться, что его мировоззрение близко психотерапевту. Это непременно приведет к отстранению подростка.
У подростка усиливаются все чувства, особенно веры, справедливости, доверия и правдивости.
Наигранное поведение распознается подростком достаточно быстро.
Принятие подростка должно быть эмпатийным – я чувствую и принимаю твой мир, но при этом я придерживаюсь другого мнения, которое может в чем-то быть схожим, а в чем-то быть совершенно противоположным.
Различия между точками зрения психотерапевта и подростка могут послужить темой для беседы или даже психотерапии, если вызывают проблему для самого подростка.