Сущность понятия «психотехнология»
Психотехнологии развития личности – это способы, приемы, упражнения, техники взаимодействия субъектов деятельности, которые направлены на развитие индивидуальности, активизацию и реализацию потенциала участников коммуникативного процесса.
Психологические техники воздействия на психику человека и его поведение становятся очень популярными. Они дают возможность адекватно использовать ресурсы психики для того, чтобы поставленные цели были достигнуты.
Рисунок 1. Психотехнологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Термин «психотехнология» получил широкое распространение и толкование в разных научных областях. Психологические словари дают такое его определение:
- это технология решения практических проблем психической деятельности человека;
- это система базовых психотехник;
- это технологические приемы, которые используются для исследования, наблюдения, тестирования деятельности человека и его психического поведения.
Термин «психотехнология» толкуется в различных значениях – у одних специалистов психотехнология означает тренинговую форму обучения, у других – транзактный анализ, а у третьих – вид психотронного оружия и др.
Н. Д. Узловым была сделана попытка привести в систему различные подходы к пониманию этого термина через категории продуктивной деятельности, алгоритма решения психологических задач, интегративной модели, ориентировочной основы действий.
Психотехнологии, с точки зрения классификации, относятся к классу социальных технологий и определяются как совокупность средств, методов, приемов достижения конкретных целей.
А.П. Ситников предлагает четыре возможных значения этого понятия:
- психотехнология – это реально осуществляемая совокупность действия и операций;
- психотехнология – это ориентировочная основа действий;
- психотехнология – это психотехнологическое исследование;
- психотехнология – это результат описания способов организации операций и действий, т.е. «реализация психотехнологии».
В работе «Методы психологического воздействия» Т.С. Кабаченко рассматривает логическую схему построения психотехнологий – оказывать воздействие на человека в разных ситуациях – при решении профессиональных задач и на бытовом уровне. Это можно сделать прибегнув к внешним раздражителям разной модальности, словом и невербальными стимулами, регуляцией уровня удовлетворения потребностей, вовлечение человека в специальным образом организованную деятельность.
Все эти факторы являются средствами воздействия. Объединенные определенным алгоритмом средства воздействия обозначили как прием воздействия. Метод психологического воздействия образован множеством конкретных приемов, а технологию воздействия образует алгоритм решения психологических задач. Психотехнологию, таким образом, можно рассматривать как алгоритм воздействия на психику человека.
Практически все используемые сегодня технологии – рекламные, избирательные и др. построены на особенностях психики человека и содержат в себе элементы психотехнологий.
Классификация психотехнологий
По своему содержанию психотехнологии различны, поэтому могут быть классифицированы по нескольким основаниям:
По форме организации психотехнологии могут быть:
- индивидуальные,
- групповые;
По целям и решаемым задачам психотехнологии бывают:
- информационные,
- профилактические,
- развивающие,
- коррекционные,
- реабилитационные и др.;
По степени влияния выделяют:
- глубинные технологии, которые воздействуют на личность человека, кардинально изменяя её;
- поверхностные технологии, способствующие разрешению ситуативных проблем, без глубокого воздействия на личность;
По теоретическим основаниям технологии могут быть:
- гуманистические,
- гештальттехнологии,
- психоаналитические,
- телесно-ориентированные и др.;
По виду воздействия:
- тренинг,
- консультирование,
- деловая игра,
- арттерапия и др.
Помимо психологических технологий в наше время активно разрабатываются и применяются на практике социальные и гуманитарные технологии.
В социальных технологиях основное внимание уделяется социальным явлениям, а сам человек как объект и как цель, в них почти не фигурирует.
К гуманитарным технологиям относятся футурологические, ситуативные, повседневные. Что касается футурологических гуманитарных технологий, то используя их можно прогнозировать какую-либо конкретную модель, трудовой коллектив, состояние общества, региона и др.
Ситуативные технологии разрабатываются и применяются в виду каких-то обстоятельств, например, управление поведением человека в чрезвычайной ситуации.
Повседневные гуманитарные технологии являются универсальными, среди них технологии профессионального обучения, технологии поиска одаренных детей, технологии работы с одаренными детьми и др.
Гуманитарные технологии представляют собой систему научно-гуманитарных знаний, позволяющих реализовать конкретный замысел человека при помощи определенных условий, способов и средств.
Личность – психологический феномен
Личность является сложным и многогранным явлением общественной жизни. В общей психологической структуре личности социально-психологические составляющие отражают ее коммуникативную природу.
Коммуникативные свойства личности и умение общаться являются для неё наиболее значимыми. Внутренним источником саморазвития этой коммуникации является транскоммуникативный фактор. Если этого не замечать, то значит отрицать личностное развитие человека, что в конечном итоге приводит к возникновению синдрома приобретенного личностного дефицита.
Современная наука до настоящего времени не может разобраться с использованием понятий «человек», «индивид», «субъект», «личность». В ряде случаев эти понятия отождествляются, а в других случаях, наоборот, противопоставляются.
Коренным исходным понятием является понятие человек – биосоциальное существо, субъект общественно-исторической деятельности.
Человек – это носитель сложной внутренней структуры, обладающий активностью, самодостаточностью, автономностью.
Личность – это представитель общества, конкретный человек, относящийся к определенной социальной группе, наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Б. Г. Ананьев считает, что личность – это не весь человек, а его социальное качество, психосоциальное свойство. Выделяющимся свойством личности является её общественная сущность, потому что вне общества стать личностью невозможно.
Таким образом, основными признаками личности выступают: социальность, наличие языка как средства общения людей и сознания – высшей формы психической жизни.
Личность в отечественной психологии, во-первых, – это субъект социальных отношений и сознательной деятельности, а также носитель психосоциальных свойств человека, а во-вторых, это системное качество индивида, формирование которого происходит в совместной деятельности и в общении.
Являясь продуктом общественных отношений, личность ещё и активный субъект деятельности, общения и самосознания, испытывая на себе общественное воздействие, личность способна преобразовать его и изменить.
Готовность и способность осуществлять практическую и теоретическую деятельность обусловлена тем, что свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта.
Субъектом деятельности является индивид, личность как источник познания, общения, преобразования действительности.
Субъект – носитель когнитивных свойств, которые характеризуют деятельность познавательных процессов и способностей человека.
Структура субъекта – это структура потенциалов и способностей человека, среди которых особое место занимает интеллект.