Психотехнологии общения — это психологические механизмы общения, применяющиеся для достижения оптимальных результатов в управлении.
Общение представляет собой форму деятельности, которая осуществляется между людьми в качестве равных партнеров. Оно приводит к возникновению психического контакта, который проявляется через обмен информацией, взаимовлияние, взаимопереживание и взаимопонимание.
Особенности психотипов общения
Психотехнология общения оперирует таким понятием, как механизмы общения и психотипы. Психотип представляет собой модель поведенческой структуры личности, включающую ее взаимодействие с окружающей средой. Знание психотипа другого человека позволит выстроить соответствующую стратегию и тактику поведения в ходе общения.
Для делового общения важна комплексная оценка партнера, осуществляемая в неразрывном единстве с окружающей средой. В этом случае наибольшая информативность присуща классификации психотипов. В ее основе лежит психогеометрическая теория С. Диллингера.
Среди достоинств представленной концепции необходимо выделить:
- Мгновенное определение типа личности партнеров по общению;
- Возможность получения достаточно подробной характеристики личных качеств каждого партнера по общению;
- Составление сценария поведения для каждого партнера в любой типичной ситуации.
Психологическая классификация основных типов личности в соответствии с психогеометрическим подходом выглядит следующим образом:
- квадрат,
- треугольник,
- прямоугольник,
- круг,
- зигзаг.
Квадрат обладает выносливостью и терпеливостью. Он эрудирован и трудолюбив, является хорошим аналитиком, любит порядок. Для него не свойственна суетливость, он хороший администратор и обладает отличными коммуникативными навыками.
Психотип треугольник является в общении лидером. Он энергичен, решителен и имеет большую уверенность в собственных силах. Это прагматик и хороший аналитик, который умеет определить сущность проблемы.
Психотип прямоугольник является временной формой личности. Этот человек непоследователен и непредсказуем, часто внутренне возбужден. Для него свойственна низкая самооценка, отсутствие удовлетворенности статусом. Этот психотип легко впадает в состояние замешательства, ему необходимо общение для получения поддержки.
Психотип круг является руководителем-демократом. Он доброжелателен и коммуникабелен. Это прирожденный психолог, имеющий популярность у коллег. Он избегает конфликтных ситуаций, стараясь угодить всем, и не имеет решительности.
Для психотипа зигзаг характерен энтузиазм, наличие идей. Такие люди независимы, остроумны, язвительны. Они эмоционально возбудимы и являются мастерами самопрезентации. Как правило, представители этого психотипа не умеют доводить начатое дело до конца.
Психотехнологии общения
Цель общения может достигаться лишь при наличии психологического контакта и доверия между партнерами. Прежде чем пойти на контакт с предполагаемым собеседником, человеку необходимо ответить себе на простые вопросы: Что? Как? Когда? Почему?
Первый вопрос дает возможность прояснить ситуацию. С помощью него человек отвечает на вопрос: «Что я хочу получить в результате общения?» Второй вопрос требуется для определения программы общения (каким образом будут достигнуты поставленные цели, то есть как будет организовано общение?).
Третий вопрос определяет возможность выяснить желательные временные параметры общения (когда с учетом всех внешних и внутренних условий будет проведена беседа, наметки о предполагаемой длительности общения). Четвертый вопрос нужен для выяснения обязательности предполагаемого общения (по какой причине именно этот человек доложен идти на это общение, есть ли кто-то, кто сможет сделать это лучше).
Последний вопрос имеет большое значение, так как эффективность общения полностью зависит от совпадения близости психологических характеристик собеседников. Например, когда предполагаемый собеседник обладает стилем мышления синтезатора, то с ним лучше проводить беседу тоже синтезатору, чем аналитику.
Лучшим образом вступают в контакт люди, близкие по типу личности, внешним параметрам, речи, языку тела, убеждениям и темпераменту. Если таких близких черт будет мало, то нужно применять соответствующие вспомогательные психотехники.
Техники «подстройки» отличаются достаточным многообразием и включают в себя «подстройку с помощью языка тела». В этом случае производится копирование телодвижений, мимики и позы собеседника. В НЛП такая техника получила название «калибровка» контакта. Само копирование должно быть не полным, а частичным. Это объясняется тем, что у собеседника не должно возникать мысли, что кто-то ему подражает или, еще хуже, передразнивает.
Подстройка с помощью голоса и речи происходит в случае, когда близкими являются следующие параметры:
- Темп речи,
- Тембр голоса,
- Высота тона,
- Часто используемые слова и выражения.
Подстройка под себя происходит, когда человек, сначала установив контакт с собеседником с помощью уже описанных психотехник, далее начинает постепенно изменять собственную позу, мимику или речь. В результате этих действий собеседник непроизвольно начинает ему подражать. Подобная техника требуется в случае, когда собеседник, судя по внешним признакам, находится в таком состоянии, в котором добиться достижения целей общения почти невозможно.
Техника «изменения состояния» направлена на достижение целей общения через направленное изменение состояния собеседника. В этом случае можно постараться снять стресс с собеседника, меняя его разгневанное состояние на спокойствие и вызывая его интерес к разговору в случае равнодушия. Она предназначена для предупреждения назревающего конфликта, неожиданного завершения беседы и др.
Техника «учета сенсорных предпочтений собеседника» имеет в основе учет типа собеседника в зависимости от его сенсорных предпочтений: зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое и обонятельное. Такие предпочтения должны соответствовать сенсорным каналам, а их отдельные характеристики представляют собой субмодальности.