Психосоматика — это направление в медицине и психологии, которое занимается исследованием значения психических факторов в анализе причин и условий возникновения болезней (их этиологии) и патогенеза функциональных и органических расстройств организма.
Сущность психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте
Детские психосоматические расстройства оказывают воздействие на личностное развитие, а психические состояния способны обратимо влиять на здоровье. На возникновение и преодоление соматических расстройств, характерных для молодого организма, большое влияние оказывает сама личность ребенка (подростка).
Психосоматика в широком понимании рассматривает все взаимодействия между поведением (мыслями, эмоциями, действиями) и соматическим заболеванием. Наличие подобных отношений души и тела считается сложным, но признается на протяжении столетий. В целом психосоматическое расстройство представляет собой тип психического заболевания. Его этиология связана со значимыми психологическими факторами.
Актуальность исследования психосоматических расстройств у детей обусловлена, в первую очередь, существенным ростом количества психосоматических расстройств и жалоб. Если рассматривать уровень распространенности, то эти расстройства стали в последнее время преобладающими в общем числе неинфекционных болезней детского и подросткового возраста.
Несмотря на наличие большого количества исследований в медицинской и психологической науке, до настоящего времени остался спорным вопрос о сущностном содержании и значении факторов различного уровня в проявлении психосоматических жалоб и расстройств в детском и подростковом возрасте.
Факторы риска и причины возникновения психосоматических расстройств у детей
Если обратиться к факторам риска нарушения психосоматического здоровья в детском и подростковом возрасте на макросоциальном уровне, то доминирующими из них считаются:
- Девиантные формы родительства;
- Социальное неравенство;
- Несовершенная система дошкольного и школьного образования.
Структура девиантных форм родительства предполагает несколько факторов риска психосоматических расстройств. Они включают социальное сиротство, алкоголизацию родителей, семейное насилие и тотальную занятость современных родителей, которые не способны адекватно реализовывать свои функции.
Ученые, исследуя проблемы семейного насилия, приходят к выводу, что дети, которые стали прямыми жертвами или свидетелями, начинают испытывать те же эмоциональные состояния, что и участники войны или стихийных бедствий. Самые частые психосоматические симптомы для детей и подростков в этом случае представлены хроническими абдоминальными болями, головной болью, болью в малом тазу, дисфункцией голосовых связок, предменструальным синдромом и др.
Специалисты отмечают, что у младших школьников и подростков высокая частота проявления этих психосоматических симптомов выступает маркером домашнего насилия. Развивающиеся психосоматические расстройства у таких детей могут быть феноменом самоконтроля, поддерживая их в состоянии готовности к адекватной реакции на проблемные ситуации. Расстройство помогает «контролировать» тревогу и страх, которые связаны с отсутствием эмоциональной поддержки со стороны родителей.
Похожую ситуацию психологи обнаружили и в случае социального сиротства. Если обратиться к многочисленным исследованиям, то сироты — это основная группа риска по девиантному поведению и соответствующим психическим нарушениям, включая расстройства аффективного спектра.
Дискуссионным продолжает считаться вопрос о значении социального неравенства в возникновении детских психосоматических расстройств. Некоторые исследователи отмечают, что частота их встречаемости среди детей из семей с низким социальным и экономическим статусом является гораздо более высокой, чем среди детей из семей со средним и высоким уровнем дохода. Помимо этого, дети, часто обеспокоенные финансовым статусом своей семьи, начинают жаловаться на головную боль, абдоминальные боли и кардиалгии. В нашей стране масштабных исследований такого уровня проведено не было.
Основные макросоциальные факторы риска психосоматических расстройств у детей в рамках системы дошкольного образования представлены дисфункциональной коммуникацией воспитателей с ребенком. Также это может быть раннее начало обучения детей, для которого используются неадаптивные технологии, методы и средства обучения.
От воспитателя дети получают первый опыт полиадического общения (вместо диадического общения, которое получили от родителей). Как показали исследования, воспитатели не всегда замечают направленные к ней обращения детей. Этот аспект дисфункциональной коммуникации, как правило, приводит к росту самостоятельности ребенка и минимизации его эгоцентризма. Тем не менее, характерна и отрицательная сторона, проявляющаяся в неудовлетворении потребности в безопасности. У ребенка может начать развиваться тревожность, проявляются различные симптомы психосоматических расстройств. Раннее начало обучения детей и форсирование в выработке у дошкольников школьной готовности также отрицательным образом отражаются на психосоматическом здоровье.
Факторы риска нарушений детского психосоматического здоровья детей и подростков в школе включают:
- Социальные и учебные угрозы,
- Стресс ограниченного времени и конкуренции,
- Стрессовую тактику педагогических воздействий.
Часто в системе диадического общения «ребенок-педагог» со стороны педагогов начинают проявляться различные реакции негативной модальности, начиная от открытой агрессивности и заканчивая равнодушным отношением. Социальная угроза может ассоциироваться у школьника с отвержением и враждебностью со стороны педагогов.
Учебная угроза, вызывающая детские психосоматические расстройства, связана с предчувствием психологической опасности в учебных ситуациях. Ребенок может ожидать провал на уроках, бояться наказания за неуспех со стороны родителей. Долговременные эмоциональные переживания в этой сфере приводят к соматизации, а затем и к психосоматическим расстройствам.