Основы психолого-педагогического сопровождения школьников
Психолого-педагогическое сопровождение – это деятельность, направленная на коррекцию поведения и знаний ребенка в процессе получения образования.
Когда ребенок отправляется в общеобразовательную школу, его встречает целый штат сотрудников, который предназначен для того, чтобы обеспечить всем учащимся качественный процесс получения знаний. В основном штат образовательного учреждения состоит из педагогов, которые и являются главным источником знаний для школьников.
Педагоги должны вести совместную работу с другим персоналом учебного заведения. Также важно заметить, что в любой школе в обязательном порядке должен быть психолог.
Школьный психолог – это педагог, который может взаимодействовать с детьми, помогая решить разные психологические проблемы.
Педагоги и школьный психолог должны работать в команде, чтобы помогать ученикам быстрее адаптироваться в образовательном процессе, находить свое призвание, справляться с жизненными трудностями и т.д. Можно сказать, что и психолог, и педагоги «сопровождают» учащихся на протяжении всего курса обучения в школе.
Особенно в сопровождении нуждаются дети, которые не справляются с учебной нагрузкой, имеют низкий уровень мотивации в образовательном процессе. Это может быть вызвано рядом причин:
- Если ребенок отстает в развитии и не может догнать сверстников в образовательной сфере. Ребенок может плохо развиваться также по разным причинам: психологические или физиологические особенности, трудное эмоциональное положение в семье, лень и т.д. Если ребенок отстает в развитии, то он становится «на виду» для педагога, плохие отметки, прогулы занятий, начинается агрессия и т.д. В этом случае необходимо проводить частые беседы, работать в команде с психологом, чтобы выявить первопричину;
- Если ребенок полностью отрицает процесс обучения. У детей, когда они не хотят побороть привычное им состояние, например, отдых, свобода, они начинают строить собственный мир, который противоречит действительности и в котором нет места для школьных занятий, работы дома и т.д. Такие дети, несомненно, имеют психологическое расстройство, необходимо выявлять причины этого, обычно это кроется в семье и поведение ребенка в домашних условиях. Например, дома родители не заставляли ребенка никогда ничего делать, в школе педагогический состав, прежде всего, столкнется с проблемой как заставить такого ребенка выполнять учебные требования;
- Если ребенок не желает посещать отдельные уроки. Такое явление встречается часто, например, ребенок не умеет рисовать, и имеет низкую мотивацию ходить на уроки по изобразительному искусству. К низкой мотивации могут добавляться и другие факторы: одноклассники высмеивают способности данного ученика, нет нужных принадлежностей для посещения занятия (краски, альбом, кисти и т.д.). В рамках данного предмета могут возникнуть проблемы с низкой успеваемостью и посещаемостью занятий. В данном случае проблему необходимо решать исключительно педагогу предмета и психологу совместными усилиями.
В любом случае, все вышеперечисленные причины ведут к низкой мотивации школьников в учебном заведении, поэтому психолого-педагогическое сопровождение необходимо на любом этапе образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения школьников с низким уровнем учебной мотивации
Психолого-педагогическое сопровождение должно решать ряд важных задач в рамках учебного процесса:
- Изучение психологических особенностей ребенка. В данном случае речь идет о том, что психолог, совместно с педагогами должны определить психологическое состояние ребенка, также можно и нужно использовать медицинские данные из личного дела или отправлять ребенка на дополнительное медицинское обследование при необходимости. В большинстве случаев, у детей не проявляются психологические отклонения до определенного момента. Школа – это новая среда для любого ребенка, где часто и возникают или проявляют себя психологические расстройства. Попадая в новую обстановку нервная система дает сбой, что и влечет за собой разные последствия. Психолог должен определить серьезное ли психологическое отклонение у ребенка или это просто стресс на фоне изменяющихся условий среды обитания;
- Совместная работа с родителями для преодоления психологических проблем. Психолог, педагоги и родители должны вести совместную работу, чтобы ребенок смог восстановиться в образовательном процессе, поднять уровень мотивации ребенка к учебе и т.д. для этого психолог разрабатывает коррекционно-развивающую стратегию работы с учащимся. Данная стратегия должна быть известна и педагогам, и родителям, это необходимо, чтобы все поддерживали или одновременно запрещали что-либо обучающемуся;
- Индивидуальные программы обучения. Иногда психологические случаи с детьми бывают настолько сложными, что требуется индивидуальный подход и более того, индивидуальный план обучения. Например, когда ребенок долгое время не может побороть свое эмоциональное, психическое состояние, а в дальнейшем не может продолжать обучение со своими сверстниками, так как слишком много потерял времени, и образовательная программа стала для него недоступной. В этом случае педагоги и психолог должны разработать индивидуальный план занятий, учитывая особенности ребенка и готовить его отдельно, после чего он вернется в класс;
- Корректирование целей у детей. Часто дети ставят перед собой неверные цели и задачи, ввиду этого психологу и педагогам необходимо корректировать эти цели. Например, ребенок к 7 классу становится полностью уверен, что физика и математика ему не нужны, так как он хочет стать художником, то есть цель – поступление в художественное училище. Психолог и педагоги должны скорректировать цель учащегося, грамотно мотивируя свои доводы и убеждения, чтобы в дальнейшем ребенок не разграничивал предметы на нужные и ненужные.