Психолого-педагогическое консультирование — это разновидность индивидуального психологического консультирования касательно психического развития, обучения и воспитания детей и подростков, реализуемого с целью систематического контроля за ходом их психического развития и, при необходимости, его оптимизации и коррекции.
Цель психолого-педагогического консультирования. Получатели консультационных услуг
Система оказания консультационной помощи в образовательных организациях предназначена для обеспечения роста компетентности родителей (законных представителей ребенка). Это касается вопросов образования и воспитания, прав родителей и детей.
Консультации направлены на пропаганду позитивного и ответственного отцовства и материнства. Они позволяют укрепить институт семьи и духовно-нравственные традиции семейных отношений.
В качестве получателей консультационных услуг в образовательных учреждениях выступают граждане различных категорий, которым особо необходима психолого-педагогическая и методическая помощь. В их число входят следующие категории лиц:
- Родители ребенка-дошкольника, который не посещает детский сад;
- Граждане, которые хотят принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- Родители, ребенок которых находится на семейном обучении;
- Родители детей с отклонениями (ОВЗ, инвалидность);
- Родители, которым необходима помощь в воспитании детей с различными проблемами в поведении, развитии, социализации.
Для некоторых получателей услуг психолого-педагогического консультирования могут быть предусмотрены специальные условия (например, малообеспеченные граждане, многодетные семьи, молодые и неполные семьи, граждане с детьми с особыми потребностями).
Содержание консультативной психолого-педагогической помощи
Психолого-педагогическое консультирование заключается в предоставлении человеку в ходе беседы определенной информации (рекомендаций). Она касается конкретных действий, которые могут понадобиться для преодоления сложных жизненных ситуаций, решения текущих проблем или процесса подготовки перспективных социальных программ.
Консультация предполагает взаимодействие между двумя или несколькими людьми. В его ходе консультант путем использования специальных знаний оказывает помощь клиенту. Психолого-педагогическое консультирование в образовательных учреждениях может происходить в виде устной консультации, когда даются ответы на различные вопросы.
Консультирование проводит квалифицированный специалист-консультант. Он должен обладать необходимыми навыками и компетенциями, иметь психологическое или педагогическое образование, в том числе дополнительное профессиональное образование.
Для устной консультации характерен выбор любого вопроса получателем в пределах вопросов образования детей или в рамках психолого-педагогической, методической или консультативной помощи.
Вопросы образования детей должны включать в себя вопросы, касающиеся содержания обучения и воспитания, реализации прав и законных интересов детей. Они могут рассматривать выбор формы образования и обучения. Также сюда относятся прочие вопросы, которые непосредственно связаны с образовательной деятельностью.
Консультация предполагает устное информирование получателя услуги по интересующим вопросам. Для этого присущ режим взаимодействия с получателем. Последний получает право уточнять вопросы, задавать их по смежным темам, уточняя содержание ответов.
Этапы психолого-педагогического консультирования
Оказание психологической и педагогической помощи происходит в несколько этапов. В рамках консультирования в школе (например, по вопросам эффективного поведения учащихся) этапы могут быть изменены и скорректированы в зависимости от конкретных обстоятельств, условий, факторов и индивидуальностей ситуации.
В самом начале психолог должен установить психологический контакт с человеком, которому необходима консультация. Он формирует психологически комфортную доверительную атмосферу межличностного взаимодействия, которая располагает к сотрудничеству и взаимопониманию.
Далее происходит сбор информации, которая касается проблемы. У каждого участника образовательного процесса в начальной школе, как правило, может быть одновременно несколько самых различных психологических трудностей и проблем, которые требуют решения. Среди них можно определить незначительные проблемы, которые человек способен вполне решить сам, так и более серьезные психологические трудности, которые затрагивают самые слабые и уязвимые аспекты личности.
Задачей психолога является выделение наиболее значимых и ключевых психологических проблем, которые, как правило, напрямую связаны со структурой личности.
На стадии определения желаемого результата важно определить идеальный исход ситуации. Осознание проблемы чаще всего становится первым этапом к изменению. Когда человек способен отдавать себе отчет в том, что с ним происходит, он начинает полностью контролировать собственные желания и намерения.
На следующем этапе необходимо определить альтернативные решения. Задача психолога здесь заключается в оказании помощи в выходе из тупика, преодолении ригидности восприятия и мышления, которое носит характер жесткой заданной схемы.
На завершающем этапе осуществляется обобщение и переход от обучения к действиям, необходимым для изменения ситуации. В целом психологическая консультативная помощь помогает участнику образовательного процесса выбрать правильное поведение и начать обучаться новым действиям.