Общее представление о нравственном поведении старших дошкольников с ЗПР
Нравственное поведение – это поведение, обусловленное нравственными принципами и нормами, регулирующими отношения людей в данном обществе.
Развитие личности и нравственное воспитание были в поле зрения ученых в течение длительного времени.
Воспитание и обучение направлены на формирование нравственной личности. Необходимые навыки и умения формируются ещё в дошкольный период, который становится основным этапом становления нравственного поведения.
В литературе существует условная возрастная периодизация формирования нравственного сознания дошкольников:
- 3-4-х летние дети четких представлений о нравственности ещё не имеют – это диффузное состояние нравственного сознания;
- 4-5 летние дети не имеют четких нравственных категорий, у них есть только «черное» и «белое» – наблюдается нравственная недифференцированность;
- 5-7 летние дети уже способны разделять нравственные понятия – это первый этап формирования нравственного сознания.
Что касается нравственного поведения дошкольников с ЗПР, то анализ литературы говорит о малой изученности данной проблемы, которая в разной мере освещалась Н.Л. Белопольской, Е.А. Винниковой, И.Ф. Марковской и др.
Нравственная сфера ребенка с ЗПР, отмечают все авторы, имеет целый ряд особенностей, которые проявляются в ситуативности поведения ребенка, в слабой ориентировке в нравственно-этических нормах. Ребенок с ЗПР воспринимает социальный мир иначе чем его здоровые сверстники, функционирует в нем недостаточно адекватно и часто инфантильно. Исходя из этого, данная проблема является особенно актуальной.
Сравнительное исследование нравственных ориентиров было проведено Л.Э. Семеновой и Н.П. Шашкиной, изучивших нравственное поведение ребенка в его вербальном и невербальном проявлении. Авторы указывают на опосредованность формирования нравственной сферы старших дошкольников на основе гендерных различий.
На наличие проблем в формировании нравственно-этической сферы у детей с ЗПР указывает в своей работе Н. А. Деревянкина. Она делает вывод, что у них страдает сфера социальных эмоций и такие дети не готовы к «теплым» отношениям со сверстниками, они довольно слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Знаниями об элементарных социальных нормах поведения владеют старшие дошкольники с ЗПР, но используют их в основном при вербальном поведении, а вот в реальном поведении социальные нормы они часто нарушают.
Моральное поведение старших дошкольников с ЗПР, как показывают исследования, соответствует раннему возрасту детей, развивающихся нормально, и отличается специфическими особенностями. Представление о социальных нормах у них имеет размытый характер.
Особенности поведения детей с ЗПР
Вообще поведение человека регулируется нормами, традициями, запретами, но определяется индивидуальными особенностями, зрелостью эмоционально-волевой сферы, психическим здоровьем, темпераментом и особенностями центральной нервной системы. Формирование правильного и культурного поведения является важнейшей задачей воспитания и условием социализации ребенка и его успешной деятельности.
Педагог, чтобы воспитать социально одобряемое поведение решает конкретные задачи:
- оказывает помощь ребенку, включая его в систему социальных отношений;
- формирует социальную значимость ребенка;
- формирует навыки удовлетворения потребностей нормам, приемлемым обществом;
- формирует и воспитывает умение осознанно подчиняться нормам и требованиям общественной морали.
Отклонения в поведении отрицательно сказываются на развитии личности.
Во взаимодействии произвольной саморегуляции личности со средой участвует аффективно-волевая сфера – это психоэмоциональный потенциал личности, обеспечивающий силу, сбалансированность, волевую подконтрольность эмоций и психических состояний. Расстройства в данной сфере приводят к снижению возможности произвольной регуляции поведения, и результатом является либо повышенная возбудимость, либо заторможенность.
Расстройства аффективной сферы у детей с ЗПР наблюдаются значительно чаще по сравнению с нормальными детьми, поэтому реализовать задачи по воспитанию нормального поведения у них очень сложно. Сильно выраженная церебральная недостаточность, отставание в развитии нервной системы тоже могут явиться причиной таких сложностей.
Специалисты, наблюдая за детьми с ЗПР, в зависимости от их психических особенностей и поведения, выделили несколько групп детей – уравновешенные, заторможенные, возбудимые.
В первую группу вошли дети с относительно спокойным и уравновешенным поведением, с достаточной активностью и без больших отклонений в поведении и эмоционально-волевой сфере. В данной группе выделили две подгруппы.
Одна подгруппа включала наиболее активных и исполнительных детей с некоторой инициативностью и ответственно относящихся к своим обязанностям. Дети этой подгруппы в состоянии организовать детский коллектив и пользуются уважением товарищей.
Во второй подгруппе оказались менее активные дети, но, не отказывающиеся от общественных поручений. Эти дети с малым кругом общения и выполнять функции организаторов не могут, да и не стремятся.
Вторую группу составили заторможенные, вялые, инертные дети. Они не проявляют инициативу, не уверены в себе, не исполнительны. Часть из них имеет неадекватные эмоциональные реакции. Свои неудачи переживают болезненно, обидчивы, часто плачут. Педагогу необходимо развивать у них общественную активность и потребность в общении. Для детей этой группы очень важна дополнительная стимуляция.
В третьей группе оказались легко возбудимые дети, в поведении которых преобладает аффективная возбудимость, психическая неустойчивость, расторможенность. Эти дети склонны к агрессии, конфликтны, драчливы, у большинства из них есть недостатки развития нервной системы.
Дети с ЗПР – группа «социального риска»
Для детей с ЗПР характерна незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.
По статистике ряда стран в зависимости от учитываемых нарушений, эта группа детей составляет от 4,5 до 11%. Однако количество таких детей ежегодно увеличивается, потому что возрастают факторы риска – это отягощенная наследственность, патология беременности, хронические заболевания родителей, экологическая ситуация, вредные привычки родителей до рождения ребенка и др.
Дети-дошкольники, с задержкой психического развития, нуждаются в коррекционно-педагогической помощи в условиях специального детского учреждения и такой опыт коррекционной работы в стране есть.
Сущность ЗПР в общем виде заключается в отставании от нормы и в замедленном развитии мышления, памяти, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может успешно справиться с теми требованиями и задачами, которые ему предъявляет общество, особенно отчетливо такие недостатки проявляются, когда ребенок приходит в школу.
Дошкольник с ЗПР без коррекционно-педагогической помощи не может сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, поэтому содержательный минимум программы ДОУ не может усвоить.
Трудности в усвоении минимума программы усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, в результате старший дошкольник плохо овладевает навыками чтения и письма. Сложности в овладении программой могут сопровождаться отклонениями в поведении, поскольку процессы торможения и возбуждения сбалансированы очень слабо.
Воспитателю важно правильно оценивать потенциальные возможности дошкольников с ЗПР и видеть имеющиеся отклонения. Регулярная коррекционная поддержка, интеллектуальная стимуляция дошкольников с ЗПР способствует благоприятному прогнозу их развития.