Психология поступка и его оценки у детей школьного возраста
Поступок – это конкретный акт поведения, имеющий нравственную мотивацию и определенный общественный результат.
Каждым своим поступком ребенок выражает отношение к окружающим людям, действительности и самому себе. В этой связи любой поступок, по своей сути, является отражением нравственной сущности личности, а его оценка раскрывает моральные качества оценивающего.
[Замечание] Исследование особенностей моральной оценки поступков у детей школьного возраста способствует раскрытию у них нравственных качеств личности, а также тех мотивов, которые способствовали совершению данного поступка. [/Замечание]
Таким образом, необходимость исследования моральной оценки детей школьного возраста к определенным поступкам, является очевидной. Это обусловлено тем, что данные исследования позволяют изучить психологические особенности школьников.
Впервые психолого-педагогические исследования особенностей моральной оценки поступков у детей школьного возраста, были описаны в труде Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки» (1935 год).
По мнению Б. Г. Ананьева, психолого-педагогическая оценка поступка ребенка имеет две главные функции – стимулирующую (воспитательную) и ориентирующую (образовательную).
Ориентирующая функция моральной оценки поступка является своеобразным индикатором полученного результата или достижения, при его совершении.
Стимулирующая функция моральной оценки направлена на побуждение воздействия на аффективно-волевую сферу личности ребенка школьного возраста, с целью замедления или ускорения темпа умственной работы и познавательной деятельности.
С точки зрения психология, особое значение имеет стимулирующая функция. Это обусловлено тем, что процесс осуществления моральной оценки поступков представляет собой достаточно сложный механизм, состоящий их социально-психологических, мотивационных и нравственных отношений.
В условиях школы, осуществление моральной оценки поступков сверстников, имеет большое значение для нравственного развития ребенка. Это связано с тем, что в школе, психология взаимоотношений достаточно сложна и многообразна, в виду множества действующих лиц (педагоги, семья, школьники, школьный класс). Каждое действующее лицо выступает в роли определенного субъекта, который в течение учебного дня совершает разнообразные поступки. Оценка данных поступков способствует тому, что у ребенка формируются моральные и нравственные устои.
Помимо оценки поступков одноклассников, немаловажное значение имеет самооценка, то есть оценка своих собственных поступков, их моральная сторона. При осуществлении самооценки важно правильно сформулировать оценочное обращение на свой поступок, в этом случае оценочное воздействие будет адекватным и окажет положительное влияние на развитие нравственных и моральных качеств личности ребенка школьного возраста.
Самооценка моральной стороны своего поступка опирается на парциальные виды оценок, которые обеспечивают ребенку:
- Формирование правильной ориентации ребенка на состояние уровня собственных знаний и степени их соответствия установленным нормам.
- Усвоение непосредственной и опосредованной информации об успешности или неуспешности выполненного в ходе поступка действия.
- Выражение своего мнения по отношению к оцениваемому поступку, сравнение его с мнением одноклассников, учителя и др.
Моральная оценка поступка как основа нравственного поведения ребенка школьного возраста
Современная нравственная атмосфера требует от каждого человека ответственного отношения к осуществлению адекватной моральной оценки своего поступка и поступков других людей. Это необходимо для формирования собственной линии поведения и жизненной позиции.
Помимо моральной оценки совершенного поступка, ребенок школьного возраста, должен уметь самостоятельно предвидеть последствия своего поведения и своих поступков. В этой связи ребенок должен уметь выбирать модель своего поведения, владеть необходимыми стереотипами действий, изменять их при необходимости.
Основное направление психолого-педагогической работы заключается в поиске новых решений и знаний, их творческом переосмыслении, а также осмыслении предыдущего опыта ребенка, овладение им навыками нравственной самокритики.
Те изменения, которые происходят в политической, экономической и духовной областях способствуют формированию инновационной морально-психологической обстановки, динамичное развитие которой имеет приоритетное значение в общечеловеческих ценностях. Содержание каждой нравственной ценности, которой обладает личность, проходит преломление через поступки и поведение ребенка, тем самым они индивидуально развиваются и преобразуются.
Таким образом, особое значение в развитии нравственной личности имеют именно ее поступки, которые выступают как акты объективации личности ребенка, выраженной в конкретной нравственной ценности или группе ценностей.
Поступок ребенка представляет собой движение вперед к нравственным и моральным вершинам. Именно через поступки и их оценку, дети постепенно входят в общество, формируются как личности, развивают в себе необходимые моральные и нравственные качества.
Моральная оценка поступка представляется собой анализ совершенного действия. При этом ребенок «пропускает» увиденный поступок другого ребенка через собственные моральные и нравственные устои. Оценка поступка проходит у ребенка не только по собственной шкале моральной допустимости, но и по шкале общепризнанной морали. В том случае, если у ребенка не достаточно сформированы моральные и нравственные ценности, то его оценка может отличаться от общественной оценки. При таком положении дел, педагогу и родителям следует обратить внимание на воспитание ребенка, направить его моральное и нравственное развитие в нужное русло.