Психолого-педагогическая компетентность (ППК) — это система профессиональных знаний, умений и навыков, которая подлежит постоянному развитию, а также совокупность качеств личности педагога, которая позволяет выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Благодаря ей специалисты достигают максимально возможного качества обучения и воспитания.
Сущность психолого-педагогической компетентности
Педагогическую деятельность необходимо отнести к типу профессий «человек-человек». Особенную роль в её эффективном осуществлении играет психологическая компетентность. Она предполагает знание возрастных особенностей, методов эффективного взаимодействия, закономерностей поведения воспитанников и учащихся.
Для профессиональной деятельности педагога характерно совершенствование содержания, форм, методов и приемов обучения и воспитания. Это требуется для стимулирования интереса, творческой активности, самостоятельности школьников при усвоении знаний и формировании умений, выработки навыков. Степень эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования будет напрямую зависеть от их психолого-педагогической компетентности.
Психолого-педагогическая компетентность заключается в умении выстраивать собственную профессиональную деятельность, которая соответствует следующим требованиям:
- Ориентировочная,
- Структурная,
- Функциональная полнота;
- Мотивационная и коммуникативная адекватность.
Само определение компетентности формируется на основе большого количества компонентов. Получается, что высококомпетентные педагоги в любом случае должны быть знакомы с собственными мотивами и чувствами, а также мотивами и чувствами учащихся. Им необходимо владеть результативными коммуникативными технологиями, отлично представляя себе, что и каким образом сможет отразиться на общем образовательном результате.
Многие исследователи не стали делать различия между категориями психологическая «компетентность» и «грамотность». Психологическую грамотность они рассматривают в качестве начального уровня компетентности. Собственно, на основе любой грамотности или компетентности происходит построение адекватного использования профессионального и личного опыта, знаний и навыков, преломленных ситуацией и самой личностью педагога. Для этого необходимо знание собственных потребностей, положительных и отрицательных черт, психологии личности и малых групп.
Структура психолого-педагогической компетентности
Структуру психологической компетентности рассматривают в науке комплексно. В нее входят:
- коммуникативная компетентность, которая состоит в способности адекватно принимать и транслировать информацию, поддерживать педагогически целесообразные профессиональные отношения;
- интеллектуальная компетентность, которая состоит в способности принимать эффективные решения;
- социально-психологическая компетентность, которая состоит в умении стратегически и тактически планировать образовательно-воспитательные результаты. Благодаря ей педагог применяет и даже разрабатывает технологии, выбирает средства достижения результатов.
Таким образом, психолого-педагогическая компетентность становится не просто степенью осведомленность в сфере психологии и педагогики. Она является качественным уровнем личностной готовности использовать имеющиеся знания. Здесь главное то, что педагог сам должен быть самоактуализирующейся личностью, которая готова к изменениям, развитию и максимальному раскрытию собственного потенциала.
Роль психолого-педагогических знаний и умений заключается в том, что высокая степень психолого-педагогической компетентности дает возможность педагогу применить в работе разнообразные методы и подходы. С их помощью он гибко минует скрытые и явные психологические «ловушки», которые так или иначе встречаются на дороге как молодых, так и опытных специалистов в области педагогики.
Аспекты современной психолого-педагогической компетентности
Приобретенная система знаний и умений дает возможность педагогам перестраивать свою деятельность для получения более весомого результата. Это тем более важно, так как современные школьники приобретают своеобразные психологические особенности, которые относятся к восприятию и обработке информации (мышлению).
Мышление современных учеников отличается образностью и «клиповостью». «Клиповое» мышление обусловлено появлением огромного объема информации, имеющей отрывистый и эклектичный характер. На детей очень сильно влияют следующие факторы:
- Использование мобильных приложений телефонов;
- Работа с персональными компьютерами;
- Просмотр телепрограмм.
Все это отражается на психолого-педагогической компетентности педагогов, которые должны по-новому подходить к воспитанию подрастающего поколения. Сегодня дети сложно воспринимают информацию с бумажных носителей. Они потеряли способность долго фиксировать внимание на устном изложении материала учителем.
Работа педагога относится к профессиям категории «человек-человек». По этой причине она предполагает активную взаимную работу личностей, соприкосновение психологических позиций, обмен опытом, каждодневный труд и самоанализ. Профессия и компетентности педагога предполагают глубокого знания внутреннего мира людей.
Для психолого-педагогической компетентности важно не только знание психологии других людей, но и знание собственной личности. Важно понимать то, что ничто так не привлекает к личности педагога, как его собственная индивидуальность.