Причины возникновения периода открытого кризиса в психологии
Открытый кризис в психологии – это криз в развитии психологии, который возник в период обострения социально-политических и экономических противоречий в буржуазном обществе, обусловленных переходом к империализму.
Честь введения понятия «открытого кризиса» принадлежит С.Л. Рубинштейну, который впервые его использовал в начале 20-х годов с целью обозначения данного периода в психологии. Именно в период открытого кризиса оформляются многие школы и течения, которые и до настоящего времени не теряют своей актуальности. Обусловлено это тем, что исследования, разработанные в данных школах и течениях, используются и в наши дни.
Началом наступления периода открытого кризиса в психологии является последняя треть 19-го века. Связано это с тем, что в это время Ч. Дарвин обозначает кардинально новый, ранее даже не рассматриваемый путь эволюции человека. Кроме того, впервые выдвигаются теории о том, что человек на протяжении всей своей жизни приспосабливается к внешнему миру, а следовательно, все внутренние структуры человека постоянно приспосабливаются у внутренним структурам внешнего мира. В то время шло бурное развитие физиологии и психиатрии. Открытый кризис психологии - 1912-1935 гг.
Открытый кризис в психологии приходится на период с конца 19-го века до начала 20-го века, основой его выступает скрытый кризис в психологии.
Причинами скрытого кризиса в психологии являются следующие научные работы и открытия:
- Теория эволюции, разработанная Чарльзом Дарвином, в соответствии с которой человек имеет животное начало. В соответствии с данной теорией человечество произошло от обезьян.
- Немецкая классическая философия, основателем которой являлся Карл Маркс. Согласно его теории человек представляет собой социальное существо, которое не может существовать и развиваться вне социума.
- Открытия Сеченова в физиологии.
- Идеи Гальтона, разработка им психодиагностических методик и тестов различной направленности.
- Обширные разработки в медицине Бергейма и Шарко, связанные с выходом в бессознательное.
- Общий культурный фон, в котором существовала и развивалась психология, наличие такого течения как немецкий романтизм.
В итоге все это привело к возникновению и развитию открытого кризиса в психологии. Первоначально открытый кризис возник на Западе.
Основные причины открытого кризиса в психологии:
- Обилие эмпирических факторов (автор Н.Н. Ланге).
- Отсутствие методологии среднего уровня, то есть общей психологии (автор Л.С. Выготский).
- Все психологии, вне зависимости от уровня их развития и направления имеют определенный разрыв между поведением, сознанием и окружающем миром (автор С.Л. Рубинштейн).
Направления и периоды открытого кризиса в психологии
Принято выделять следующие основные периоды открытого кризиса в психологии:
- 70-е годы 19-го века – первый этап развития открытого кризиса.
- 10-30-е годы 20-го века. - расцвет периода открытого кризиса.
- 30-е года 20-го века – процесс «затухания» периода открытого кризиса, борьба разных психологических школ и течений.
Основные направления в психологии в период открытого кризиса:
- Психоанализ. В период открытого кризиса происходит не только разработка концепции психоанализа З. Фрейдом, но и раскол данного движения. К концу 19 века от З. Фрейда отделяются К. Юнг и Адлер, которые на основании психоанализа Фрейда разрабатывают собственное новое течение психоаналитиков.
- Гештальт-психология, течение, которое появилось на основании теории Поля Левина.
- Бихевиоризм. Течение, впервые появилось в США, его основателем является Уотсон, однако в основу заложены теории русской физиологической школы, а конкретно идеи Бехтерева.
- Немецкая школа, представителями которой являются Кольбе, Марбе и Бюллер. Данные ученые занимались исследованием мышления человека.
- Понимающая психология, возникла в 19 веке в Германии, ее создателем является Дильтей. Данное течение представляет собой противоположность объяснительной психологии и состоит из двух видов наук: о дух и о природе.
- Французская школа, основными исследователями и выдающимися психологами этого течения являются Леви и Дюркгейм, которые занимались исследованием существования социума, как единого целого, в не как совокупности отдельных личностей. Именно им принадлежит вывод о том, что «индивидуальное сознание каждого человека определяется сознанием того коллектива в котором он существует».
Общая характеристика открытого кризиса в психологии
Период открытого кризиса в психологии знаменателен своими дискуссиями о том, каким путем в дальнейшем будет развиваться психология, какие методы будет наиболее оптимальны в ее развитии и проведении актуальных психологических исследований. На рубеже 19-20-го веков еще было мнение, что в итоге высшие умы психологии придут к единому мнению, в следствие чего, будет выстроена новая методология, которая положит начало развития позитивной психологии. Однако этого не случилось, сформировавшиеся школы и течения, вели споры о том, какой путь построения современной психологии верен и будет лучше, для ее дальнейшего развития.
Появление и развитие первых школ и течений, показало, что существует несколько путей строительства и развития психологии. Все они имели разное мнение относительно понимания задач и приоритетов психологии как науки, определении ее предмета и содержания. Разным был и подход к динамике психического развития, его закономерностей и условий, способствующих или препятствующих ему.
Продолжительные споры между разными школами привели к тому, что психология конца 19-го века, начала 20-го века, переживала достаточно серьезный методологический кризис.
На содержание и динамику протекания методологического кризиса в психологии повлияли, кроме логики становления самой науки, и другие факторы - социальная ситуация, открытия в других дисциплинах.
Первая мировая война вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессию, жестокость, иррационализм), которые нуждались в научном объяснении. Эти факты связывались и с идейным кризисом рубежа XIX-XX вв., который наиболее полно отразился в ведущих философских школах того времени.