Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология тревожности: виды, симптомы и причины

Сущность понятия «тревожность»

Определение 1

Тревожность - это свойство личности, выражающееся в склонности человека к переживанию тревоги.

Выделяют личностную и ситуативную тревожность:

  1. Личностная тревожность - это склонность человека ожидать от окружающего мира чего-то плохого и небезопасного, воспринимать нейтральные ситуации как угрожающие самооценке и самоуважению и как следствие реагировать на эти ситуации состоянием тревоги.
  2. Ситуативная тревожность - это отрицательное эмоциональное состояние относительной длительности, которое связано с изменением нервно-психической деятельности. Длительное переживание ситуативной тревожности со временем формируется в личностную тревожность.

Тревожность, как свойство личности, повышена у людей с нервно-психическими расстройствами, отклоняющимся поведением, а также у лиц, переживших последствия психической травмы.

С точки зрения выраженности тревожности среди свойств личности в психологии выделяют особый тип личности, для которого характерно преобладание тревожности - это психастенический тип.

Детство людей такого типа, как правило, представлено интеллектуальными интересами, которые могут быть даже не по возрасту, склонность к рассуждениям и рефлексии, в общении такие дети проявляют робость, неуверенность и пугливость. В подростковом периоде обозначенные характеристики усиливаются: помимо неуверенности и робости добавляется еще и склонность к сомнениям, нерешительности, сложности совершить какой-либо выбор, повышенной мнительности по совершенно разным поводам. Особенно ярко проявляются опасения за события будущего, причем это будущее может быть даже очень сильно далеким, но страх очень сильным и ярким.

Характерным способом психологической защиты является ритуализация поведения - придумывание различных своеобразных ритуалов и примет, реализуя которые человек снижает свою тревогу (переплюнуть через плечо три раза, в значимые дни надевать только “счастливые” вещи). Помимо этого способа развивается еще педантизм, который выражается в повышенной формализации деятельности, продумывании плана действий до мелочей и стремлении не отклоняться от этого плана.

« Психология тревожности: виды, симптомы и причины» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные проявления и причины тревожности

Итак, характерными чертами тревожности как интегрального свойства личности являются: ощущение угрозы и небезопасности, тревога, страхи, нерешительность, сомнения и колебания при выборе.

Касательно нерешительности наблюдается интересная особенность: долго сомневаясь при принятии решения, выбрав в итоге какой-то вариант, человек стремится исполнить его стремительно быстро. В данном случае проявляется своего рода гиперкомпенсация неуверенности и нерешительности, которая выражается в чрезвычайной, даже несколько утрированной самоуверенности и решительности.

Педантичность тревожно-мнительного типа людей заключается в том, что человек чрезвычайно долго готовит себя к какой-то деятельности, новому виду увлечений, таким образом упуская реальность. Можно сказать, что психастенический тип людей не умеет жить настоящим: либо он занят чрезмерной рефлексией прошлого, либо строит чрезвычайно подробные планы будущего.

Что касается девиантного или делинквентного поведения, то оно как правило не обнаруживается у людей такого типа.

Говоря о причинах, можно отметить то, что большой вклад в развитие тревожности вносит стиль воспитания в семье, в частности, стиль воспитания по типу повышенной моральной ответственности (возложение на ребенка задач, которые не соответствуют его возрасту). Также причины могут крыться в заботе о сиблингах или старых родителях, в семьях, где один из родителе просит ребенка следить за своим супругом. Так же, в развитии тревожности важную роль играют завышенные ожидания от ребенка: стремление к его сверхуспешности, высокой статусности. Нередко такие желания возникают у родителей, которые уже имеют какой-то статус и ждут того же от ребенка, либо у тех родителей, которые не добились каких-то высот и компенсируют свою не успешность заслугами ребенка. И в том и в другом случае, понимая сверхзначимость победы, ребенок начинает бояться поражения, и у него формируется мотивация избегания неудач, которая является очень характерной для тревожного типа личности.

Мотивация избегания неудач формирует у ребенка уже заранее образ негативного события, которого ребенок боится. Но так или иначе, ребенок действует в соответствии со своими ожиданиями и попадает именно в те ситуации, которых боится. Негативное событие, в свою очередь, вновь подкрепляет ожидания ребенка, и он еще больше уверился в правомерности своих страхом (“Я же говорил, что со мной всегда так”). Так происходит закольцовывание тревоги.

Что касается паттернов реагирования в экстремальных или рискованных ситуациях, то у тревожных типов личности наблюдается два вектора действий: либо декомпенсированный (реакции тормозного типа: ступор, уход в себя), либо гиперкомпенсированный (утрированная решительность, смелость и уверенность).

Тревога - это отрицательное с точки зрения эмоциональной составляющей состояние, которое характеризуется субъективным ощущением беспокойства и преобладанием мрачных мыслей и предчувствий, направленных в будущее. Как правило возникает данное состояние в ситуации неопределенности и дефицита информации. В таком состоянии человек прогнозирует негативные оценки либо собственных действий, либо исхода событий.

Состояние тревоги связано с активизацией автономной нервной системы и вегетативной гиперактивностью, что выражается в повышенной потливости, нарушении функций пищеварения, учащения частоты сердечных сокращений.

Базовая составляющая тревоги - это субъективное ощущение угрозы и страха: человек воспринимает некий фактор среды как потенциально опасный для него, причем, это ощущение угрозы не определено во времени, оно диссоциировано и разлито.

Составляющими тревожного состояния являются не только эмоции, но также мысли и мотивационные аспекты личности:

С точки зрения когниций, это установки и ожидания человека относительно ситуаций неопределенности, а также просто базовых представлений о мире. Для тревожного типа личности, характерно преобладание темы разнообразных страхов. К тому же эти страхи очень гиперболизированы и неконкретны. В том числе, характерно стремление к гиперконтролю для того, чтобы не упустить сигналы опасности.

Мотивационные аспекты - это направленность на достижения или избегание неудач.

Ожидание неудачи и установка относительно мира, что это опасное и потенциально угрожающее место формирует пассивные типы реагирования: пассивная оборона или избегание вовсе. Поэтому такой тип тревоги является дезадаптивным.

Тревога сама по себе - это абсолютно нормальное и адаптивное состояние, выражающееся в чувствительности к опасности и угрозе в потенциально опасных условиях, а также активизирует поисковую деятельность, направленную на выявление потенциальной угрозы. Но дезадаптивная тревога - это та, которая возникает в любых условиях как ответ на любой неизвестный стимул. В том числе, вместо поисковой активности, дезадаптивная тревога формирует суетливость и поспешность в поведении.

Тревога - это состояние, которое имеет свою динамику развития. В психологии для анализа развития тревожного состояния предлагается модель "тревожный ряд:

  • ощущение внутренней напряженности,
  • гиперестезические реакции (повышенная чувствительность к вкусам, запахам, температуре и т.д.),
  • собственно тревога,
  • страх,
  • ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы,
  • тревожно-боязливое возбуждение
Дата последнего обновления статьи: 22.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot