Производство – это целенаправленная деятельность человека, ориентированная на процесс преобразования имеющихся ресурсов в необходимые блага, предназначенные для удовлетворения личных либо общественных потребностей.
Общие сведения о производстве
Психология производства связана с универсализацией, которая происходила довольно долго. Считается, что к концу XIX века в Америке этот процесс подошел к своему логическому концу. Впоследствии возникает идеология массового общества, реализовать которую в полном объеме получилось лишь к 60-м гг. XX в. Тогда общество становится массовым, а большая доля потребления всех членов общества стандартизируется. В это же время появляется понятие потребительский стандарт, аналогом которого в нашей стране является потребительская корзина.
За универсализацией потребления приходит универсализация стоимостей, что в свою очередь приводит к возникновению массового производства (выпуск абсолютно одинаковых товаров). В качестве символа массового производства выступает конвейер, на котором каждый работник должен выполнять одну строго определенную и очень простую функцию.
Психология развития производства направлена на формирование массового общества, существование которого должно обеспечиваться массовым производством. Это производство становится возможным, поскольку начинается стандартизация потребления, в соответствии с которой члены общества потребляют все больше одинаковых и обобщенных ресурсов.
Массовое производство выпускает обобщенные ресурсы. Этот процесс способствует тому, что возникает категория «духовное» производство. Стандарт потребления автоматически начинает требовать стандарта производства. Самые строгие стандарты действуют в химико-фармацевтической отрасли. В достаточной степени стандартизируется выпуск и в радиоэлектронной промышленности.
Стандартизация производства предполагает стандартизацию операций, что ведет к возникновению конвейера для мелких и простых операций. В различных группах производство осуществляется по-разному. На стадии массового производства пропадает разница между технологиями.
Психологические особенности производства
Психология производства, несомненно, связана с человеком, который принимает участие не только в процессе потребления, но и в производстве. Поскольку экономическое участие стандартно, то появляется возможность сравнивать непосредственно по количеству затрачиваемого времени. Потребительские стандарты дают возможность производить сравнение только по количеству актов обмена. В стандартизованном производстве осуществляется сравнение времени, затраченного на производство. Стандартное участие в производстве — это труд.
Труд в производстве играет роль нового и всеобщего эквивалента. Из-за него теоретически становится возможным определение меновой стоимости в трудовом эквиваленте. Сейчас товары участвуют в обмене по их трудовой стоимости. В рыночной экономике такая стоимость стала хорошей мерой для обозначения объективной ценности ресурса.
Политэкономы, включая А. Смита и Д. Рикардо, полагали, что существует лишь одна стоимость, для которой предусмотрены различные теории. Авторы предлагают трудовую теорию. Тем не менее, такое приравнивание понятий приводит к противоречию. Ученые полагали, что рабочие обменивают собственный труд на соответствующее количество универсальных эквивалентов, представленных деньгами.
Развитие рынка труда способствовало возникновению полной эквивалентности в данном обмене, то есть, сколько рабочий затратил труда, столько он и получает обратно в виде трудовых (меновых) стоимостей. Однако подобная конструкция не предполагала системы перераспределения, поскольку здесь соблюдается полная эквивалентность. Хотя государство не отмирает и продолжает что-то перераспределять.
Психология производственных отношений
В психологии производственных отношений ведущий компонент для рассмотрения представлен трудовыми отношениями. Психология помогает понять отношение человека к себе в качестве специалиста, к руководителю, подчиненным и к организации, в которой он работает.
В процессе анализа производственных отношений необходимо выделить несколько структурных элементов:
- Ролевое поведение работника;
- Профессионально-социальную адаптацию;
- Притязания человека;
- Степень удовлетворенности трудом и уровнем зарплаты;
- Особенности организационного поведения персонала;
- Социальные нормы, принятые в организации;
- Психологическую совместимость работников;
- Социально-психологический климат в коллективе.
В рамках психологии производства большое внимание необходимо уделить ролевому поведению личности. Как правило, эта категория рассматривается в качестве функции двух основных переменных: социальная роль и «Я». По своей сущности, ролевое поведение отражает такой аспект производственных отношений, как отношение работника к себе, как к специалисту и как к личности. Качество исполнения соответствующей социальной роли во многом будет зависеть от того, насколько работник понял ее специфику, и в какой степени он воспринимает данную роль.
Важность психологии производства состоит в том, что эффективность выполнения персоналом должностных обязанностей связана с особенностями оценки ролевого поведения в системе управления. Иногда бывают ситуации, в которых субъективное понимание и оценка сотрудником отдельных элементов своей должностной роли не в полной мере соответствуют требованиям, которые предъявляют коллеги по работе.
Анализ аспектов понимания личностью должностной роли и самооценки собственного ролевого поведения должен сочетаться с соответствующими корректирующими мероприятиями. Его необходимо использовать для оптимизации управления и успешного выполнения организационных ролей.