Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология познавательных процессов

Структура и функции познавательных процессов

Определение 1

Познавательные процессы – это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение, воспроизведение информации о явлениях и объектах из окружающей среды.

Способности, талант, уровень развития – это задатки, с которыми человек рождается. В раннем возрасте они используются неосознанно. Если человек научится использовать эти задатки правильно, то сможет добиться самых амбициозных целей.

В психологии познавательные процессы относятся к самым «молодым», к тому же даже центры этих процессов находятся в самой молодой части головного мозга – неокортексе. Исключение составляют центры внимания и памяти.

Психологические процессы выполняют целый ряд важных функций:

  • принимают и дифференцируют новую информацию через зрительный, слуховой, обонятельный и другие каналы;
  • ведут обработку первичной информации и создают целостные субъективные образы;
  • хранят полученную и переработанную информацию;
  • устанавливают связи между сенсорной информацией, понятиями, образами, между имеющейся информацией и полученной новой;
  • создают понятия и знаки, являющиеся основой речи, устанавливают закономерности между явлениями и процессами окружающего мира;
  • создают мотивы стратегии поведения;
  • формируют цели и задачи деятельности на перспективу;
  • обладают способностью предвидеть результаты действий и планировать поведение.
Замечание 1

От эффективности выполнения познавательными процессами своих функций зависит уровень интеллекта человека.

Совершенно понятно, что познание окружающего мира не может происходить стихийно – новая информация поступает в мозг и обрабатывается с помощью анализа, синтеза, сравнения обобщения, а полученные сведения запоминаются и сохраняются.

«Психология познавательных процессов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В виде образов и понятий создается новая информация из той, которую получил мозг. Сложные операции с данными осуществляются на высшем уровне познания, включая операции прогностического характера.

Возникли познавательные процессы не все сразу они делятся на высшие и низшие.

К группе высших познавательных процессов относятся сенсорно-перцептивные функции – это ощущения, восприятие, представление. Данные процессы характерны не только ля человека, но и для животных. У человека они являются начальной степенью познания, в то время как у животных это будет максимальная степень познания. Эти функции самые надежные и эффективные, потому что именно они обеспечивают поступление любой информации.

Ко второй группе относятся мышление, воображение, речь, характерные только для человека, потому что управляются и организуются сознательно.

Обладатель низших познавательных функций является пассивным наблюдателем окружающего мира, в то время как высшие познавательные функции дают возможность принимать активное участие в событиях окружающего мира. К процессам познания относятся память и внимание, свойственные даже примитивным существам. Оба эти процесса играют вспомогательную роль и, как бы, обслуживают все остальные познавательные функции.

Психология познавательных процессов

Важнейшей частью деятельности человека являются познавательные процессы.

Людей со сниженной познавательной способностью считали неполноценными, приклеивали клеймо «недееспособного» в умственном смысле, а это говорит о том, что с давних времен познавательные процессы очень высоко ценились.

Психика человека не только получает и обрабатывает информацию, руководит поведением человека и принимает решения, но и создает внутренний мир. Личность человека связана с реальным миром и взаимодействует с ним с помощью познавательных процессов.

Замечание 2

Таким образом, можно сказать, что содержание психики человека является результатом его познавательной деятельности.

Психика отражает окружающий мир и, в частности, те его элементы, с которыми человек взаимодействует.

За развитие познавательных процессов отвечает серое вещество, обеспечивающее высшую нервную деятельность. Его доля по мере эволюции увеличивалась.

У низших животных серое вещество занимает небольшую часть мозга. У высших приматов и человека серое вещество является основной частью мозга, а отсюда и высокий уровень психических познавательных процессов.

При нарушении познавательных процессов человек действительно становится в какой-то степени несамостоятельным и не может занять в обществе достойное место.

Более серьезные нарушения познавательных процессов несут угрозу физическому здоровью и жизни.

У каждого психологического процесса есть собственная организация и собственная характеристика.

Протекают психические процессы одновременно и взаимодействуют друг с другом очень слаженно и незаметно для человека, поэтому мир воспринимается не как нагромождение цветов, оттенков, запахов, форм, а как мир, который находится вне человека и наполнен звуками, запахами, предметами, людьми, мир, имеющий перспективу.

Психические познавательные процессы взаимосвязаны – если будет нарушена память, то не будет представления и воображения.

Внимание повышает эффективность познавательных процессов, ощущения становятся более отчетливыми, а восприятие более точным.

Мышление и речь тоже связаны между собой, мысль, оформленная речью, становится точнее.

Все психологические познавательные процессы принимают участие в познании действительности, регуляции деятельности, в формировании знаний, умений личности.

В основе всех познавательных процессов лежат ощущения, благодаря которым человек ориентируется и живет в этом мире. Именно через ощущения человек познает свойства и признаки окружающих предметов и явлений и получает полную картину мира.

Диагностика познавательных процессов взрослых и детей

Для диагностики познавательных процессов в психиатрии существует очень много тестов и методик.

Тесты для детей делятся по возрасту – 3-6 лет, 7-16 лет, тесты для дошкольников от 3 до 6 лет.

Для диагностики наглядно-действенного мышления используется тест «Вырежи фигуры», объем внимания можно проверить тестом «Запомни и расставь точки».

Для проверки фонематического слуха – тест «Найди звук», а для диагностики образно-логического мышления – тест «Раздели на группы».

Психодиагностика мышления детей использует тест «Кому чего не достает?»

Вторая группа тестов предназначена для детей от 7 до 16 лет – так, например, для оценки развития приемов запоминания предлагается тест «20 слов», умение осуществлять аналитико-синтетическую деятельность можно проверить с помощью теста «Сравнение понятий».

Для взрослых разработаны свои тесты диагностики познавательных процессов – выявить уровень беглости абстрактно-логического мышления и комбинаторных способностей можно с помощью «Анаграммы – 2011. Форма А», исследовать процессы памяти позволяет тест «Заучивание слов по А.Р. Лурия», тест «Количественные отношения» применяется для оценки логического мышления, а помехоустойчивость и избирательность внимания проверяет «Тест Мюнстенберга».

Познавательные процессы можно тренировать, независимо от их уровня и желательно делать это постоянно.

Среди методов в области психиатрии и когнитивистики для изучения познавательных процессов можно назвать следующие:

  • тактильная манипуляция и опознание фигур на ощупь;
  • проба Поппельрейтера – зрительное опознавание реальных, контурных и расфокусированных, зашумленных изображений;
  • восприятие объектов зрительно-пространственной переработки, например, контурная карта;
  • узнавание портретов известных лиц;
  • слуховое восприятие и оценка ритмических структур;
  • методика «Пиктограмма» – выявление нарушений памяти.

Нарушение психического процесса выявляют обычно с помощью нескольких методик, т.е. необходимо комплексное диагностирование проблем.

Самое большое количество методик предназначено для исследования мышления, «Классификация предметов», например, является самой известной.

Также к известным относятся понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разных по сложности, сравнение и определение понятий.

Дата последнего обновления статьи: 20.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot