Типы общения с детьми по возрастным периодам
Основных возрастных периодов у ребенка три:
- дошкольный,
- младший школьный,
- подростковый.
Каждый из них определяется собственными особенностями восприятия информации, основной деятельностью, отношением к окружающим, рисками и кризисами. Общаться с детьми на этапах взросления необходимо исходя из их актуальных нужд и потребностей.
Психоэмоциональное формирование маленького ребенка всецело находится в зависимости от общения – сначала с родителями, после с педагогами и сверстниками. Недооценка важности общения родителями чревата для ребенка: от комплекса неполноценности до заторможенного формирования психики и речи. К сожалению, многие родители полагают, что обучение ребенка это задача дошкольных учреждений и школ, а им самим отводится скромная роль контролеров посещения и успеваемости занятий. На самом деле психология общения родителей с дошкольниками играет главную роль. Как раз так дети получают больше всего информации, обучаются соответственно оценивать и реагировать на окружающие явления, формируют характер, модели поведения в обществе, установки нравственности, ценности и многое другое.
Особенности общения в дошкольном возрасте
Общение со сверстниками у детей четырех лет становится одной из основных потребностей. При этом не теряется и необходимость в общении со взрослыми. Для ребенка в возрасте 3-5 лет взрослый ‒ это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5–7 лет взрослый ‒ это старший друг, от которого дети ожидают переживания и взаимопонимания. Таким образом, с возрастом содержание необходимости в общении (содержание мотива общения) делается богаче, многообразнее. При этом изменяется и значимость взрослого как объекта общения.
В дошкольный период реализуется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению различного уровня. Непосредственные формы избирательного общения обозначают выбор партнера без каких-либо разъяснений со стороны ребенка, что является свойственным для младших дошкольников, которые вступают в кратковременные контакты со сверстниками и постоянно меняющих друзей по совместным играм. Основная масса старших дошкольников обосновывают собственную избирательность в общении со сверстником, но различно. Чаще всего мотивирование носит эмоциональный характер.
М. И. Лисиной были определены этапы, которые проходит в своем развитии общение дошкольников. Данные этапы связаны с применением детьми всевозможных форм общения.
Эмоционально-практическая форма общения (возраст 2-4 лет). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от ровесника соучастия в собственных забавах и стремится к самовыражению. В сверстнике он воспринимает исключительно отношение к себе, а его самого (его желания, настроение, действия), как правило, не замечает. Такое общение ситуативно и полностью находится в зависимости от определенной обстановки и от практических действий партнера. Главные средства общения ‒ экспрессивно-мимические движения или локомоции. После трех лет общение детей все больше опосредствуется речью, тем не менее, она пока очень ситуативна и употребляется исключительно при присутствии выразительных движений и зрительного контакта.
Ситуативно-деловая форма общения (возраст 4-6 лет). После четырех лет для ребенка сверстник делается наиболее привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетно-ролевая игра делается коллективной, а дети отдают предпочтение совместной игре, а не в одиночку. Основным содержанием общения детей данного возраста делается деловое сотрудничество. Начинает четко выражаться необходимость в уважении и признании со стороны сверстника. Ребенок старается привлечь внимание других, демонстрирует обиду в ответ на упреки и невнимание партнеров. В возрасте 4-5 лет дети зачастую показывают взрослым собственные преимущества перед товарищами, стараются скрыть от сверстников собственные неудачи и промахи. Это значит, что в данном возрасте возникают соревновательные, конкурентные отношения.
Внеситуативно-деловая форма общения (возраст 6-7 лет). У детей данного возраста почти половины речевых обращений к ровеснику имеет внеситуативный характер. Дети друг другу рассказывают о том, где они были, что видели, делятся собственными планами, оценивают качеств и действиям других. Все же подобное общение совершается на фоне совместной деятельности (продуктивной деятельности или общей игры). При этом подготовка к игре, ее обсуждение и планирование ее правил занимают существенно больше места, чем на предыдущем этапе. В общении детей данного возраста сохраняется конкурентное начало. Но это не препятствует видеть у партнера его внеситуативные проявления ‒ предпочтения, желания, настроение.
Особенности общения младших школьников
В младших классах складывается стабильный круг ближнего общения и ведущим становится общение со сверстниками.
В данном возрасте необходимость в эмоциональной поддержке от сверстников бывает настолько велика, что школьники не задумываются о принципиальных основах выстраивания данных отношений.
Со взрослыми младшие школьники общаются главным образом в школе и в кругу семьи: в ходе учебной деятельности, информирование о собственных делах и делах класса, существует запрос у взрослых информации по определенным вопросам, существует запрос у взрослых оценки собственного поведения. Общение со взрослыми формируется и в ситуации разрешения конфликтных ситуаций, когда ко взрослым прибегают как к посредникам.
Весьма важным становится общение с педагогами, при этом оно почти не выходит из ролевых рамок. Как раз вследствие этого и взаимоотношения «учитель – ученик» формируются главным образом в зависимости от исполнения ребенком своей роли ученика: аккуратности, исполнительности, прилежания, поведения и, разумеется, успеваемости. Оценка педагога (к тому же не только учебная) в существенной степени устанавливает и взаимоотношения между школьниками, а также и статусную структуру класса.
Особенности общения в подростковом возрасте
Общение с родителями, учителями и другими взрослыми в подростковом возрасте начинает формироваться под воздействием появляющегося чувства взрослости. Подростки начинают проявлять противодействие по отношению к прежде исполняемым требованиям со стороны взрослых, инициативнее отстаивать собственные права на самостоятельность, которую они отождествляют со взрослостью. Они чрезмерно реагируют на действительные или мнимые ущемления собственных прав, стараются по отношению к себе ограничить претензии взрослых.
Подростку характерна особая необходимость в общении со сверстниками. Основным мотивом поведения подростка является стремление отыскать собственное место среди сверстников.
При этом отсутствие подобной возможности весьма часто может приводить к правонарушениям и социальной неадаптированности. Оценки друзей начинают получать наибольший смысл, чем оценки преподавателей и других значимых взрослых. Подросток в наибольшей степени подвержен воздействию группы, ее ценностей; у него появляется большое беспокойство, если подвергается опасности его известность среди сверстников. В общении как в деятельности совершается усвоение подростком социальных норм, пересмотр ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и устремление к самоутверждению.
Таким образом, общение является главным условием формирования ребенка, одним из особо значительных моментов, который определяет формирование отношения детей к взрослым.