Психология образования - это одна из составляющих частей психологической науки, которая направлена на изучение того, как обучается человек.
Социальная практика - это определенный вид практической деятельности человека, состоящий из деятельности общественных институтов, учреждений и организаций, оказания воздействия на общественные отношения с целью развития и изменения общественного уклада.
Сущность психологии образования
Рассмотрение психологии образования возможно с позиции того, что она является ветвью научных исследований в области: подходов к развитию и функционированию общества и отдельной личности; интеграции социума, природы, индивидуальности и культуры; путей и методов по превращению развития в саморазвитие.
Образовательная психология занимается раскрытием важнейших проблем в области культуры людей, их психологический и психических функций, способностей, потенциалов личности.
Данная отрасль психологии активно развивается в последнее время. С учетом личностных ориентиров людей, а также возможностей в образовательной сфере, психология образования разрабатывает адекватные и конструктивные условия построения образовательных систем, для того, чтобы люди могли успешно социализироваться, обретать культурные ценности и реализовывать свой творческий потенциал.
Прикладной аспект. В этом смысле психология образования:
- формулирует психологические и социальные принципы, которые педагоги и учащиеся реализуют ходе воспитания и обучения;
- учитывает индивидуальные психологические особенности каждого учащегося, ориентируясь при этом на его возраст, черты личности и поведение в социуме;
- делает процесс образования более продуктивным и эффективным, формируя подходящие психологические условия;
- вырабатывает критерии для определения того, являются ли психологические условия эффективными для образования;
- оказывает содействие в плане духовного, психического, физического развития учеников.
Организационно-социальный аспект. В этом смысле психология образования рассматривается в качестве некой “психологической службы” в системе образования.
Научный аспект. В этом смысле психология образования разрабатывает методики и теории, предполагающие дальнейшее создание способов, программ, методов и средств по практическому использованию знаний в области психологии в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Практический аспект. Под ним подразумевается работа специалистов в области психологии в соответствующих учреждениях образования различного вида для того, чтобы оказывать психологическое сопровождение педагогам, ученикам в этих заведениях.
Подходы в психологии образования
Бихевиоризм. Данный поход рассматривают также в качестве поведенческого. Его суть заключается в предоставлении педагогам возможности поправлять, исправлять учеников, поощряя при этом соблюдающих правила учеников определенным образом - хваля, выдавая жетоны и пр. Это строится на принципе внедрения мотивации в учебный процесс. Психологи зачастую скептично относятся к этому подходу, так как считают, что он корректирует внутренние мотивы человека. Такой метод определенно действенен, но лишь временно.
Социально-когнитивная теория. Суть ее состоит в наблюдении учеником за поведением учителя, а затем в дальнейшем его копировании в своих действиях. Он представляется в качестве определенной имитации. При этом важно, чтобы обучающийся четко осознавал совершаемые им поступки и мог их должным образом оценить.
Когнитивизм. Данный подход используется намного чаще, нежели бихевиоризм. Предполагается, что это связано с применением самых современных исследований, касающихся вопросов памяти. Так, было определено, что лучше запоминается текст тогда, когда ученики рассказываю его не сразу после прочтения, а когда пройдет некоторое время. Педагоги, при использовании этого подхода, рекомендуют ученикам применять инструменты для лучшего запоминания сведений с целью и кратковременно и долговременно усвоить нужную информацию.
Конструктивизм. Здесь внимание акцентируется на уже имеющихся данных обучающихся - опыте, знаниях, поведении, социальных и культурных особенностях в процессе обучения.
Виды социальных практик
Для того, чтобы человек мог набраться практического опыта общения в социуме, он должен проявлять взаимодействие с окружающим его миром. Ситуации, где он может реализовать свои потребности и интересы, представлены в виде социальных практик.
Говоря о социальной практике, имеется в виду не только повседневные, обыденные действия человека, не нуждающиеся в определенных навыках их распознания, но и поступки, имеющие определенные цели.
Их целью является совершенствование качества окружения и жизни людей. Они позволяют выразить себя, повлиять на свое окружение, ощутить ответственность за принятые решения.
Существуют следующие виды социальных практик:
- культурные (массовые мероприятия культуры, проведение концертов, походы в музеи, выставки, галереи с целью просвещения, работа клубов культуры и пр.);
- педагогические (реабилитация, профилактика, развитие и коррекция);
- медицинские (лечебные и реабилитационные мероприятия, культурное и физическое развитие, предоставление путевок в санатории и другие оздоровительные учреждения);
- бытовые (проведение мероприятий с целью профилактики - конференции, митинги, опросы, викторины, консультации, тренинги);
- трудовые (проведение ярмарок вакансий, предоставление квот на рабочие места, консультации сотрудников и работодателей).
Применение социальных практик уместно в различных областях человеческой жизни - при обучении в институте и другом вузе, в семейных ситуациях, в школах, профсоюзах, политических партиях и т.д.