Психология личности учителя — это набор характеристик, которые предполагают, в первую очередь, наличие такого компонента, как самосознание. Это одно из важных условий профессионального и личностного развития преподавателя. В свою очередь категория «самосознание» характеризуется личностным представлением («Я»-образ, «Я»-концепция).
Влияние личности учителя на учеников
Психология личности учителя характеризуется тем, что от нее во многом зависит то, насколько полноценным будет психическое и личностное развитие учащихся. Педагоги оказывают непосредственное воздействие на развитие мотивов и потребностей школьников, появление интересов и склонностей, проявление самостоятельного творческого мышления. Благодаря личности учителя у детей происходит формирование самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности.
Новые социальные запросы предполагают обострение этой проблемы и наполнение ее новым качественным содержанием. В этой области усиливается акцент на связи теоретического и практического аспекта в психологии педагогического труда (анализ, процесс подготовки учителей).
Практическое педагогическое воздействие педагога на школьника, которое осуществляется без учета психологических механизмов развития детской личности, не способно привести к желаемой цели. Более того, такая ситуация тормозит развитие личности ребенка, закрывает для него путь к творчеству и самоактуализаци.
В психологии и педагогике рассматриваются аспекты личности учителя, которые влияют на его деятельность и педагогическое общение. Проводя анализ психологии личности учителя, исследователи выделяют, в первую очередь, черты и проявления личности, отвечающие требованиям педагогической профессии и обеспечивающие эффективное овладение полноценной педагогической деятельностью (приобретение профессиональной педагогической значимости).
Составляющие психологии личности учителя
В составе профессионально значимых качеств личности учителя необходимо рассматривать (своеобразная эталонная модель учителя) 4 базовых блока: идейный и нравственный моральный облик, педагогическую направленность и способности (могут быть общими и специальными), педагогические навыки и умения.
Большое внимание педагоги и психологи уделяют исследованию педагогических способностей. Они представлены общими способностями, которые нужны всем учителям, вне зависимости от преподаваемого предмета, и специальными особенностями, которые учитывают специфику преподаваемого предмета.
Все модели педагогических способностей подразделяются на четыре подгруппы: системная, структурная, псевдопрогнозирующая, прогностическая.
В состав первой подгруппы входят системные модели педагогических способностей.
Эта подгруппа включает следующие качества учителя:
- Способность сделать учебный материал доступным для школьника;
- Понимание преподавателем школьника;
- Присутствие творческого начала в деятельности;
- Педагогическое волевое воздействие на ребенка;
- Способность организовать детский коллектив;
- Проявление интереса к детям;
- Яркость и содержание речи, включая ее убедительность и образность;
- Наличие педагогического такта;
- Способность увязать учебный предмет с жизнью и практикой;
- Наблюдательность в отношении детей;
- Использование педагогической требовательности и др.
В состав второй подгруппы входят структурные модели педагогических способностей. Они гипотетически оказывают влияние на эффективность преподавания. Так, ученые определили педагогическое мастерство в качестве высшей формы профессиональной направленности личности. В этом плане необходимо выделять 4 подуровня личностной организации учителей: свойства и характеристики личности учителя; требования к психолого-педагогической подготовке; содержание и объем академической подготовки, а также методической подготовки по конкретной специализации.
Третья подгруппа включает псевдопрогнозирующие модели педагогических способностей. Считается, что учителя помимо организаторских способностей должны проявлять коммуникативные, конструктивные, проективные и гностические способности.
Четвертая подгруппа представлена так называемыми прогностическими моделями педагогических способностей. Здесь необходимо выделить такие качества, как сопереживание (дружелюбие), деловитость (системность), принятие демократического типа преподавания, доброжелательное отношение к администрации и прочим работникам школы, эмоциональная стабильность и др.
Качества учителя
Разные ученые предлагают различные перечни психологических качеств, которые характерны для педагогов. Во-первых, большую важность представляют дидактические способности. Они дают возможность учителям осуществлять эффективный отбор материала, который требуется для педагогической деятельности.
В настоящее время существует большое количество разнообразных источников информации. Это связано с тем, что распространяется интернет и появляются в печати множество методических пособий. Вдумчивый отбор материала по этой причине представляет собой актуальное и важное качество любого преподавателя.
Во-вторых, педагогам необходимы экспрессивные способности. Они отражаются в повседневных элементах педагогической деятельности и включают особенности:
- Речи,
- Мимики,
- Жестов,
- Артикуляции.
Психологические особенности личности также включают педагогическую интуицию (проницательность), внимательность, усидчивость (умение сосредоточиться в разной обстановке) хорошую память, внимание к деталям. Одновременно важно отметить суггестивные способности. На них во многом основан весь процесс обучения по определенной дисциплине.
Условно психологические особенности учителя классифицируются на желательные и нежелательные качества. К первым из них можно отнести такие качества, как честность, справедливость, человечность. Вторые представлены нетерпеливостью, раздражительностью и др.