Психология (греч. «психе» — душа, характер, «логос» — наука) – это наука, которая занимается исследованием психики человека, закономерностей поведения индивида и групп людей, особенностей их взаимодействия между собой.
Поведение в психологии
Традиционно в психологии поведение представлено внешними проявлениями психической деятельности личности. В данном отношении поведение противопоставляют сознанию в качестве совокупности внутренних субъективно переживаемых процессов. В этой области происходит разделение фактов поведения и фактов сознания в соответствии с методом их выявления.
Любой акт поведения происходит во внешнем мире. Его можно обнаружить с помощью внешнего наблюдения. Процессы сознания происходят во внутреннем мире субъекта, а их обнаружение происходит посредством самонаблюдения.
Факты поведения состоят из:
- Совокупности внешних проявлений физиологических процессов, которые относятся к состояниям, деятельности, общению людей (например, поза, мимика, интонация, взгляд, покраснение, побледнение, дрожь и др.)
- Отдельных движений и жестов;
- Действий, представляющих собой более крупные акты поведения, которые наделены определенным смыслом;
- Поступков в виде наиболее крупных актов поведения, имеющих социальное звучание и связанных с нормами поведения, самооценкой и отношениями.
Во втором десятилетии прошлого века произошла так называемая «революция в психологии». Ее связывают с концепцией экспериментальной психологии Вундта и теорией бихевиоризма, разработанной американским психологом Дж. Уотсоном. Уотсон заявлял, что необходимо пересмотреть вопрос о предмете психологического знания.
Он полагал, что вместо сознания предмет психологии представляет поведение человека. Основаниями для этого Уотсон считал:
- Здравый смысл, соображения которого отражают то, что по поведению людей судят об их психологическом состоянии;
- Практические запросы и дискредитация психологии сознания (в то время лабораторная психология занималась не нужными и не интересными никому предметами);
- Выдвижение психологии в качестве естественнонаучной дисциплины, основой которой должен стать научный объективный метод.
Уотсон, встав на сторону поведения, стал отрицать существование сознания. Он утверждал, что сознание для психологии не должно существовать. В этом отрицании сознания пзаключался основной принцип бихевиоризма, которые впоследствии не выдержал критики.
Взгляды на поведение в психологии
Поведение, по мнению Уотсона, представляет собой систему реакций в виде любого проявления в ответ на внешний стимул. С его помощью происходит приспосабливание человека. Поведение является с физиологической точки зрения совокупностью изменений гладкой и поперечнополосатой мускулатуры, включая изменение желез, следующее как ответ на раздражитель.
Ученые трактуют поведение достаточно широко. В психологии и физиологии оно состоит в проявлении любой реакции (например, выделение секрета железой). Наряду с этим, поведение в узком смысле ограничено лишь внешне наблюдаемыми механизмами. Из анализа здесь исключены все ненаблюдаемые физиологические механизмы и совокупность психических процессов.
Объяснить причины поведения и действий определенного человека — это значит определить внешнее воздействие, которое вызвало это. Не существует ни единого действия человека, за которым бы не пряталась причина в качестве внешнего атрибута. Для обозначения последнего в психологии используют категорию стимул.
В рамках поведения психологи выделяли различные типы реакций. Так, Уотсон, исследуя это понятие, рассматривал врожденные и приобретенные, а также внешние и внутренние реакции.
Их классификация выглядит следующим образом:
- Внешние приобретенные (например, навык движения);
- Внутренние приобретенные (мышление, процесс внутренней речи);
- Внешние врожденные (чих, мигание, хватание, реакции при наступлении страха и др.);
- Внутренние врожденные (работа желез внутренней секреции, кровообращения).
При наблюдении за новорожденными исследователи пришли к выводу, что количество сложных незаученных реакций в процессе рождения и сразу после него относительно невелико. Оно не способно обеспечить приспособление человека. Таким образом, поведение представляет собой результат обучения.
Навык и научение стали главной проблемой учения Уотсона. Речь и мышление он рассматривал в качестве навыков. Навык представлялся ученым в виде индивидуально приобретенного или заученного действия, в основе которого лежат простые и врожденные движения. За удержание навыков отвечает память.
Исследование категории поведения в психологии
Исследователь Толмен рассматривал в своих трудах три вида детерминант поведения - независимые переменные стимулы как первоначальную причину поведения, начальное физиологическое состояние организма, а также способности (видовые свойства). В эти процессы вмешиваются внутренние переменные (цели), а также познавательные процессы.
Толмен разработал понятие «когнитивная карта». Эта структура формируется в мозгах животных при переработке поступающих извне воздействий. Она состоит из сложной структуры соотношения, характерной для стимулов и целей. Этот показатель способен определять поведение животных в ситуации актуальной задачи.
Совокупность когнитивных карт дает возможность адекватно ориентироваться в жизненных задачах в целом, включая жизнь человека. Промежуточные переменные в этом случае выступали как функциональные эквиваленты сознания, но вводили их как «конструкты». О конструктах судили исключительно по поведенческим свойствам.
Примером может быть поведение животного при появлении у него цели. В этом случае оно начинает обнаруживать поисковую активность до момента получения необходимого объекта. Также при получении объекта животное прекращает активность, а в случае повторных проб способен быстрее находить путь к объекту.
В соответствии с перечисленными признаками можно отметить, что получение требуемого объекта представляло собой цель (намерение) животного. Данные признаки — это не что иное, как поведенческие свойства, при этом обращаться к сознанию нет никакой необходимости.