Психология и философия человека
Психология и философия – это науки, которые занимаются изучением разума человека и его поведения. Психология делает на этом вопросе особый акцент, а философия рассматривает более широкий набор понятий. Философия рассматривает вопросы природы и будущей жизни, в то время как психология изучает ум человека и его поведение.
Если психологи изучают функции ума в социальном поведении и исследуют нейробиологические процессы, определяющие мышление и поведение, то философия занимается исследованием возможностей установления истины о происхождении Вселенной и природе души. Также в поле зрения философии находятся метафизические аспекты природы и вопросы возможности жизни после смерти, взаимоотношения человека с Высшей силой, ответственной за создание жизни на Земле.
Со своей стороны, психология оказывает помощь философии в установлении различных философских истин через логические выводы.
Психология и философия зародились и развивались почти одновременно и, в течение длительного времени, психология являлась составной частью философии. Проблемы, с которыми столкнулись психологи, были не только сложными, но и необычными, что и заставило их обратиться к философии.
Довольно большой круг вопросов психологии практически не поддается экспериментальному анализу, зато во многом решаются философски умозрительно. Надо сказать, что и сам человек, обитающий между природой и обществом, не является полностью биологическим существом и охватить его сущность могут только обе науки.
Общими вопросами для психологии и философии выступают такие вопросы – личностный смысл, цель жизни, политические пристрастия, моральные ценности, мировоззрение человека. Традиционной философско-психологической проблемой является сущность и происхождение сознания человека, природа мышления, влияние общества на личность и личности на общество, методологические проблемы и др.
В советское время единственной и научно-методологической основой психологии бездоказательно выдавалась марксистско-ленинская философия, которая делилась на материалистическую и идеалистическую. Психология же в это время делилась на советскую и буржуазную. Этот союз двух наук был создан искусственно и, безусловно, не мог быть прочным. В результате, во многих областях психологии начался застой, который особенно коснулся психологии личности и социальной психологии. Однако некоторые материалистические идеи К. Маркса оказали положительное влияние на развитие отечественной психологии.
Сотрудничество психологов и философов сегодня является плодотворным и дает ощутимые результаты в решении целого ряда проблем и, прежде всего, в эпистемологии - науки о познании человеком окружающего мира. Многолетние исследования в этой области позволили многое узнать о природе интеллекта человека и его развития у детей. Над этой проблемой сегодня трудятся философы, логики и психологи.
Философия психологии
Многие вопросы теоретических основ современной психологии лежат в области знаний философии психологии. Ряд этих вопросов, которые являются эпистемологическими проблемами методологии психологического исследования, изучает философия социальной психологии.
Важно, например, определить, какая методология более всего подходит для психологии – ментализм, бихевиоризм или компромисс. В философии психологии есть философские вопросы о природе разума, мозга, познания. Чаще всего они рассматриваются как часть когнитивной науки или философии разума.
Специалистов философии психологии интересует работа, которая проводится в области когнитивной нейробиологии, эволюционной психологии, искусственного интеллекта. Несмотря на то, что эти области деятельности связаны между собой, ряд ученых, до настоящего времени сомневаются в том, можно ли психологические явления объяснить при помощи методов нейронауки, вычислительного моделирования и эволюционной теории.
Вопросы возникают в отношении того, насколько целесообразно импортировать методы философии в психологию. Открытым остается вопрос о том, будет ли разум являться исключительно физиологическим явлением и достаточно ли плодотворными будут эволюционные исследования в этой области.
Если подходить к вопросу различий психологии и философии с точки зрения научной методологии, то психология будет зависеть от философии по нескольким причинам:
- философия, прежде всего, дает общее видение, что значит быть человеком, что является основой значительной части психологических теорий;
- для достижения своих целей философия может использовать научную методологию;
- обе науки разделяют теории и объекты своих исследований;
- философия некоторые темы внесла в психологию – например, ощущение, восприятие, память, воля, интеллект.
Есть и два способа, которые позволяют со своей стороны вписаться в психологию – это взаимодействие наук через относительные гипотезы – это ум и правильные способы его изучения, второй способ – общие принципы научных исследований.
Безусловно, между науками есть и различия, несмотря на то, что они обе исследуют поведение человека. Различия заключаются в их методологиях, целях и вопросах морали.
Философия открыта для любого метода, потому что работает с концептуальными категориями и отношениями между ними. Опорой психологии является эмпирическая и статистическая основа, использование количественных и качественных исследований. Психология фокусируется на экспериментах и эмпирической проверке гипотез.
Если говорить о конечных целях каждой науки, то у философии они более абстрактны, а психология сосредотачивается на терапии. Для разъяснения реальностей философия создает философские системы, а психология стремится изолировать некоторые переменные поведения человека. Психологические теории рассматривают биологию человека и его индивидуальные различия.
Связь философии и психологии
Связь этих двух наук является очень важной, потому что проблемы душевной жизни человека вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, разрабатываться не могут.
Это проблемы философского плана, да и психологи по данным проблемам не всегда ясно формулируют свои позиции.
Некоторые философские концепции для психологов выступают в качестве методологической основы, а некоторые психологические теории перерастают в философские направления.
Н.А. Бердяев считал, что философия является искусством понимания. Не являясь прикладной наукой, философия воспитывает мыслью и словом и является зеркалом социального устройства жизни, основой для других наук.
Философию можно считать и психологией, и педагогикой, поскольку она является их средством и методом воспитания и понимания человека. Суть философской задачи психологии состоит в том, чтобы вылечить исковерканную душу. В мечтах Платона, осознававшего воспитательную силу философии, было государство, где правителями являются философы. Он считал, что только философия может научить людей самостоятельно, творчески и свободно мыслить.
Философия формирует мышление человека, воспитывая личность в творческой свободе.
По мнению Протагора, основная задача философии заключается в воспитании человека, в этом заключается главная практическая ценность философии, а это уже тесная связь философии с психологией и педагогикой.
С. Гессен и Л. Выготский в свое время отмечали, что все теории и конкретные вопросы в психологии возводятся к философским проблемам.
В основе всех современных и древних психологических и педагогических теорий лежит философия. У обеих наук есть общая основа, представленная опытом человека.
Философствование не имеет ничего общего с индивидуализмом, потому что даже личное переживание содержит в себе глобальный мировой опыт, который связывает человека с другими людьми.