Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Особенности психологического развития дошкольника

Определение 1

Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок налаживает первые осознанные социальные контакты, расширяет границы восприятия мира и делает первые шаги в регулировании своего поведения.

Ребенок может, не отвлекаясь на интересные дела, доводить до завершения непривлекательную для него работу – уборку в комнате, расстановку своих игрушек на место и др. Происходит это потому, что ребенок уже осознает общепринятые правила и нормы поведения, осознает обязательность их выполнения.

Характерной особенностью этого возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления. Ребенок учится обобщать, классифицировать, осознает такие категории как время и пространство. Накапливается опыт межличностных отношений, и они становятся более гибкими и целенаправленными. Также идет формирование системы ценностей, чувство дома, понимается значение семьи.

Изменения происходят и в представлении о самом себе, о своем Я. Зная, какими качествами он обладает, ребенок начинает представлять, каким бы он хотел стать – это говорит о том, что ребенок в этом возрасте понимает категории положительных и отрицательных черт и их особенностей, однако в целом отдельно взятого представления, каким он должен быть, ребенок ещё не имеет.

В личности ребенка появляется ещё одно важное новообразование – появляется учебная мотивация, желание видеть себя «умеющим» и «знающим». К 6-ти годам ребенок уже способен слушать и понимать учителя, удерживать цель занятия, особенно при игровой форме обучения.

В старшем дошкольном возрасте большое значение для ребенка имеет его сверстник, а мнение товарищей становится важным и существенным. Характерной особенностью является разделение детей на заметных, пользующихся симпатией у сверстников, и незаметных в детской среде.

Ребенок этого возраста требователен и категоричен при оценке поступков других детей, но, в отношении своего поведения, как правило, снисходителен и не совсем объективен.

«Психология детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Самооценка ребенка и формирование социального статуса зависит от родителей и взрослого окружения.

Ещё одна особенность этого возраста – понимание системы первичной половой идентичности – это значит, что ребенок хорошо представляет те качества, которыми обладают мужчины и женщины.

Выбирая для общения сверстника противоположного пола, мальчики, например, опираются на красоту, ласковость, нежность девочки, а девочки обращают внимание на силу и способность заступиться за товарища.

Интеллектуальный кругозор постепенно выходит за рамки семьи и детского сада, начинает проявляться активный интерес к окружающему природному и социальному миру, необычным событиям и фактам. Полученную информацию ребенок пытается самостоятельно осмыслить, поэтому в 5-ти летнем возрасте их называют «маленькими философами», постоянно открывающими что-то новое.

Развитие психических процессов у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие восприятия цвета, величины предметов окружающего мира их формы.

Ребенок воспринимает не только цвет, но и его оттенки. Развивается способность к переключению и распределению внимания, растет его устойчивость, что говорит о способности выполнения сложных инструкций, переходить от одного вида деятельности к другому, удерживая в памяти цель и инструкцию. Формируется, таким образом, произвольное внимание.

Объем внимания в этом возрасте в среднем составляет 5-6 объектов. Произвольная память начинает формироваться к 5-6 годам и самостоятельно при помощи образно-зрительной памяти, не глядя на предмет, ребенок может запомнить 5-6 объектов, на слух воспринимается такое же количество объектов.

Для этого возраста характерно развитие образного мышления, идее развитие схематизации, важным в развитии становится способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления или способности рассуждать, анализировать, делать выводы по имеющимся параметрам.

Ребенок может дать адекватное объяснение причины на основании своего маленького жизненного опыта.

Развитие мышления оказывает положительное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности. Речь становится контекстной, развивается регулирующая функция речи, складывается планирующая и инструктивная её функции.

Звуковая и смысловая сторона речевой деятельности тоже совершенствуются. В этом возрасте в активном словаре ребенка входит 2500-3000 слов.

В речи используются прилагательные, наречия. Речь старшего дошкольника с развитием лексико-грамматического её строя, делает возможным такие интеллектуальные операции, как сравнение, классификация, обобщение.

В этом возрасте складываются три функции речи:

  1. коммуникативная функция;
  2. познавательная функция;
  3. регулирующая функция.

Что касается понятия времени, то здесь наблюдается ещё не точная ориентация во временах года, днях недели.

Старший дошкольный возраст – это возраст маленьких фантазеров и удивительных фантазий, проявляющихся в увлекательной детской игре. Способность фантазировать приобретается при условии постоянной активизации этих процессов – сочинение собственных сказок, частых разговоров на данную тему.

Физиологические особенности старших дошкольников

Костная система взрослого человека, в том числе и ребенка, выполняет опорную функцию, защищая внутренние органы от повреждений. Костная ткань старшего дошкольника содержит 13% минеральных солей, остальная часть приходится на воду, благодаря чему кости ребенка эластичны и защищены от переломов при частых падениях. Позвоночник состоит преимущественно из хрящевой ткани, отсюда его большая податливость и вероятность искривлений.

До семилетнего возраста костная система ребенка отличатся незавершенностью костеобразовательного процесса, это значит, что костный скелет ребенка необходимо оберегать от различных деформаций. Отрицательно сказывается на развитии скелета большая физическая нагрузка, способствующая задержке роста костей. Стимулируют рост костей умеренные нагрузки для данного возраста.

Мышечная система развита ещё слабо, поэтому ребенок в этом возрасте не готов к мышечному напряжению и продолжительной физической работе. Мышечная масса ребенка начинает увеличиваться к пяти годам.

Для дыхательной системы характерно преобладание поверхностного дыхания. Процесс формирования дыхательных путей, в общем, заканчивается к семи годам, но развитие легких полностью ещё не закончилось – поступление воздуха в легкие затруднено, потому что носовые ходы, трахеи и бронхи сравнительно узкие. Через легкие у дошкольников крови проходит значительно больше, чем у взрослого человека, удовлетворяя, таким образом, потребность в кислороде.

Что касается сердечнососудистой системы, то она приспособлена к возрастным требованиям организма. Кровеносные сосуды ребенка шире, чем у взрослого человека и в результате скорость течения крови увеличивается. К 6-7 годам пульс становится устойчивым и достигает 78-99 ударов в минуту. Артериальное давление – 98/60 мм рт. ст.

Центральная нервная система контролирует все процессы, происходящие в организме ребенка. Высшим отделом центральной нервной системы является мозг, который руководит работой всех органов. Деятельность высшей нервной системы проявляется в рефлексах – ответных реакциях на раздражители.

Дата последнего обновления статьи: 10.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot