Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения

Определение 1

Эмоционально-волевая сфера — это совокупность свойств человека, которые характеризуют содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Характеристика расстройств

Нарушения эмоционально-волевой сферы в детском возрасте часто проявляются высокой эмоциональной возбудимостью, которая сочетается со следующими признаками:

  • ярко выраженная неустойчивость вегетативных функций,
  • общая гиперестезия,
  • повышенная истощаемость нервной системы.

У ребенка первого года жизни часто наблюдается нарушение сна, он долго не засыпает, часто пробуждается и ведет себя беспокойно ночью. Возбуждение аффективного характера способно проявляться даже под воздействием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей. Оно будет особенно усилено в непривычной для человека обстановке.

Что касается старшего дошкольного возраста, то здесь ребенок отличается чрезмерной впечатлительностью. Он больше склонен к страхам, при этом может преобладать повышенная эмоциональная возбудимость, раздражение, двигательная расторможенность. Для некоторых детей присуща робость, застенчивость и заторможенные реакции.

Вместе с повышенной эмоциональной лабильностью проявляется инертность эмоциональных реакций, которой сопутствует в некоторых случаях элемент насильственности. Например, начав плакать или смеяться, дети не способны остановиться, что отражает насильственный характер эмоций.

Замечание 1

Повышенная эмоциональная возбудимость чаще всего сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа. Они могут существенно нарастать в новой для ребенка обстановке или при наступлении утомления.

В целом эмоциональные расстройства преобладают в структуре общего дезадаптационного синдрома, который присущ для этих детей (особенно это касается раннего возраста). Помимо повышенной эмоциональной возбудимости наблюдается состояние полного безразличия, равнодушие, безучастие (апатико-абулический синдром).

«Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Апатико-абулический синдром по аналогии с радостным и приподнятым настроением сочетается со снижением критики (эйфорией). Такое состояние отмечено в случае поражений лобных долей мозга. Возможны и прочие эмоционально-волевые нарушения:

  • Слабое волевое усилие,
  • Отсутствие самостоятельности,
  • Высокая внушаемость,
  • Проявление катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях и др.

Основные виды нарушений эмоционально-волевой сферы

В детском возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы делятся на 2 группы в соответствии с типами нарушения. В первую группу входят нарушения поведения, которые обусловлены социальными факторами, а во вторую включены нарушения поведения, которые обусловлены биологическими факторами (гиперактивное, демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и др.).

Одним из самых распространенных нарушений эмоционально-волевой сферы считается синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ). В состав его показателей входит гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность.

Представленное нарушение делится на несколько групп. В первую входят дети с преимущественной гиперактивностью, во вторую с преимущественным нарушением внимания, а в третью дети с гиперактивностью и нарушением внимания.

Такие дети слышат, когда к ним обращаются, но не реагируют на обращение, при этом трудности концентрации внимания способны приводить к отказу от сложных заданий. Они с энтузиазмом берутся за задание, но не могут завершить его, часто забывая инструкции и само задание.

Среди специфических особенностей необходимо выделить наличие сверх активности (двигательного беспокойства, говорливости); импульсивности (резкая перемена настроения, сложности в организации своей деятельности). Ребенка легко отвлечь шумом, он отвечает до того, как закончен вопрос, действует, как «заведенный», может вмешиваться в разговор или деятельность других. Для таких нарушений характерно снижение избирательного внимания, частая потеря вещей, которые необходимы ребенку.

Другие нарушения эмоционально-волевой сферы

Еще одним довольно распространенным нарушением эмоционально-волевой сферы ребенка является аутизм (погружение внутрь себя, полное или частичное нарушение связи и контактов с окружающим миром).

Нарушение делится на несколько видов: РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство аутистического спектра), аутистические реакции и признаки, расстройства аутистического характера.

Среди основных особенностей нарушения следует отметить то, что новая информация способна вызвать у ребенка стресс, переживания и перевозбужденное состояние. Он запоминает учебный материал механически, не осмысливая его и проявляя выборочный интеллектуальный интерес. Примером может быть абсолютная грамотность, способность к языкам и точным наукам.

Ребенок с таким нарушением воспринимает полученные навыки и знания фрагментарно, буквально и прямолинейно. Он использует часто свернутые стереотипные речевые клише, может во время урока встать, походить, начать играть. При наличии возбуждения или рассеянности плохо усваивает и воспроизводит материал, не организован, не может контролировать себя.

Среди специфических особенностей следует отметить:

  • Повышенную чувствительность,
  • Сложность во вступлении во взаимодействие с преподавателем, одноклассниками,
  • Отсутствие восприятия окружающих людей в качестве социальных партнеров,
  • Стереотипные действия и поведение,
  • Невозможность перенести действия в другую ситуацию,
  • Брезгливость,
  • Страхи, негативизм, которые относятся к предыдущим неудачам и нажиму взрослых,
  • Моторную неловкость и др.

Условно рассматривают 3 наиболее выраженные группы трудных детей, которые имеют расстройства эмоционально-волевой сферы: агрессивные дети (неусидчивы, держатся вызывающе, драчливы, инициативны), эмоционально-расторможенные дети (проявляют бурную реакцию, ведут себя громко и вызывающе), тревожные дети (стеснительны, молча переживают свои проблемы, боятся внимания).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot