Эмоционально-волевая сфера — это совокупность свойств человека, которые характеризуют содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Характеристика расстройств
Нарушения эмоционально-волевой сферы в детском возрасте часто проявляются высокой эмоциональной возбудимостью, которая сочетается со следующими признаками:
- ярко выраженная неустойчивость вегетативных функций,
- общая гиперестезия,
- повышенная истощаемость нервной системы.
У ребенка первого года жизни часто наблюдается нарушение сна, он долго не засыпает, часто пробуждается и ведет себя беспокойно ночью. Возбуждение аффективного характера способно проявляться даже под воздействием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей. Оно будет особенно усилено в непривычной для человека обстановке.
Что касается старшего дошкольного возраста, то здесь ребенок отличается чрезмерной впечатлительностью. Он больше склонен к страхам, при этом может преобладать повышенная эмоциональная возбудимость, раздражение, двигательная расторможенность. Для некоторых детей присуща робость, застенчивость и заторможенные реакции.
Вместе с повышенной эмоциональной лабильностью проявляется инертность эмоциональных реакций, которой сопутствует в некоторых случаях элемент насильственности. Например, начав плакать или смеяться, дети не способны остановиться, что отражает насильственный характер эмоций.
Повышенная эмоциональная возбудимость чаще всего сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа. Они могут существенно нарастать в новой для ребенка обстановке или при наступлении утомления.
В целом эмоциональные расстройства преобладают в структуре общего дезадаптационного синдрома, который присущ для этих детей (особенно это касается раннего возраста). Помимо повышенной эмоциональной возбудимости наблюдается состояние полного безразличия, равнодушие, безучастие (апатико-абулический синдром).
Апатико-абулический синдром по аналогии с радостным и приподнятым настроением сочетается со снижением критики (эйфорией). Такое состояние отмечено в случае поражений лобных долей мозга. Возможны и прочие эмоционально-волевые нарушения:
- Слабое волевое усилие,
- Отсутствие самостоятельности,
- Высокая внушаемость,
- Проявление катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях и др.
Основные виды нарушений эмоционально-волевой сферы
В детском возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы делятся на 2 группы в соответствии с типами нарушения. В первую группу входят нарушения поведения, которые обусловлены социальными факторами, а во вторую включены нарушения поведения, которые обусловлены биологическими факторами (гиперактивное, демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и др.).
Одним из самых распространенных нарушений эмоционально-волевой сферы считается синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ). В состав его показателей входит гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность.
Представленное нарушение делится на несколько групп. В первую входят дети с преимущественной гиперактивностью, во вторую с преимущественным нарушением внимания, а в третью дети с гиперактивностью и нарушением внимания.
Такие дети слышат, когда к ним обращаются, но не реагируют на обращение, при этом трудности концентрации внимания способны приводить к отказу от сложных заданий. Они с энтузиазмом берутся за задание, но не могут завершить его, часто забывая инструкции и само задание.
Среди специфических особенностей необходимо выделить наличие сверх активности (двигательного беспокойства, говорливости); импульсивности (резкая перемена настроения, сложности в организации своей деятельности). Ребенка легко отвлечь шумом, он отвечает до того, как закончен вопрос, действует, как «заведенный», может вмешиваться в разговор или деятельность других. Для таких нарушений характерно снижение избирательного внимания, частая потеря вещей, которые необходимы ребенку.
Другие нарушения эмоционально-волевой сферы
Еще одним довольно распространенным нарушением эмоционально-волевой сферы ребенка является аутизм (погружение внутрь себя, полное или частичное нарушение связи и контактов с окружающим миром).
Нарушение делится на несколько видов: РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство аутистического спектра), аутистические реакции и признаки, расстройства аутистического характера.
Среди основных особенностей нарушения следует отметить то, что новая информация способна вызвать у ребенка стресс, переживания и перевозбужденное состояние. Он запоминает учебный материал механически, не осмысливая его и проявляя выборочный интеллектуальный интерес. Примером может быть абсолютная грамотность, способность к языкам и точным наукам.
Ребенок с таким нарушением воспринимает полученные навыки и знания фрагментарно, буквально и прямолинейно. Он использует часто свернутые стереотипные речевые клише, может во время урока встать, походить, начать играть. При наличии возбуждения или рассеянности плохо усваивает и воспроизводит материал, не организован, не может контролировать себя.
Среди специфических особенностей следует отметить:
- Повышенную чувствительность,
- Сложность во вступлении во взаимодействие с преподавателем, одноклассниками,
- Отсутствие восприятия окружающих людей в качестве социальных партнеров,
- Стереотипные действия и поведение,
- Невозможность перенести действия в другую ситуацию,
- Брезгливость,
- Страхи, негативизм, которые относятся к предыдущим неудачам и нажиму взрослых,
- Моторную неловкость и др.
Условно рассматривают 3 наиболее выраженные группы трудных детей, которые имеют расстройства эмоционально-волевой сферы: агрессивные дети (неусидчивы, держатся вызывающе, драчливы, инициативны), эмоционально-расторможенные дети (проявляют бурную реакцию, ведут себя громко и вызывающе), тревожные дети (стеснительны, молча переживают свои проблемы, боятся внимания).