Психология делового общения
Деловое общение – это вид коммуникативной предметно-целевой и профессиональной деятельности в сфере социально-правовых и экономических отношений.
Основой делового общения являются основные принципы, нормы и правила делового этикета. Они характеризуются своей направленностью на субъекта общения для того, чтобы получить взаимовыгодный результат. Субъекты, участвующие в профессиональной коммуникации, соблюдают официальный стиль общения.
Деловое общение имеет свои содержательные характеристики и признаки, благодаря которым понятию «деловое общение» можно дать более полное определение.
Психология делового общения изучает:
- личностные качества – когнитивный стиль, характер, волю, темперамент, способности и их влияние на поведение партнеров;
- возникающие в процессе общения особенности восприятия, коммуникативные барьеры, методики психологических защит;
- социально-психологические факторы, такие как потребности, интересы, ценности, мотивы субъектов общения;
- подтекст, задний план реального поведения участников общения, обусловленный субъективными и часто скрытыми целями.
Первую группу психологических факторов образуют врожденные психологические комплексы личности и прижизненно формируемые, которые обеспечивают последовательность поведения личности. Эти комплексы учитываются во всех практических рекомендациях по оптимизации общения.
Психологические факторы второй группы определяются характером и содержанием базовых психических процессов, к которым относится восприятие, мышление, память, воображение.
Третью группу психологических факторов, определяющих деловое общение, составляют мотивы, интересы, установки, которые могут проявляться в специфических формах поведения, разговорах, особенностях решения конфликтных ситуаций. Например, тот, кто ориентируется на деньги, естественно, выберет тот вид деятельности, который связан с материальным вознаграждением. Тот, кто желает в своей работе самоутвердиться, больше нуждается в признании и похвале.
Психологические факторы делового общения четвертой группы реализуются в виде знаний и умений применять и распознавать нормы и ритуалы этикета, символы единения или конфликта, знаки статуса и отношений. Вежливые и тактичные люди, например, высоко ценятся в любой группе, а критичные, активные, напористые, могут стать причиной конфликта.
Основу этики делового общения составляют психология управления и общения, этика, научная организация труда.
Психология и этика делового общения представляют собой столпы успешности взаимодействия с различными индивидами.
Процесс делового общения основывается на воспитании и самовоспитании и представляет собой форму личностного творчества, которая выявляет и развивает лучшие стороны личности.
Этика делового общения
Этика делового общения – это нормы и правила, регламентирующие поведение человека в процессе осуществления трудовой деятельности.
Нормы, существующие в конкретной организации будут зависеть от многих нюансов, например, от культурных традиций того государства, на территории которого находится компания, от особенностей менталитета, от специфических принципов и норм общения, характерных для данного профессионального круга лиц.
Основой успешности коллектива является соблюдение этики делового общения, потому что, построенные на правилах профессиональной этики и уважения, отношения создают комфортную атмосферу и поддерживают мотивацию.
Этикет делового общения представляет собой гласные и негласные правила поведения людей в процессе деловых коммуникаций.
Деловое общение без соблюдения регламентированных норм становится просто обменом информацией. Люди все разные и по-разному воспринимают руководителей, подчиненных, коллег, да и весь окружающий мир. Чтобы коллеги понимали друг друга и говорили на одном профессиональном языке, важно соблюдать этикет и культуру делового общения. Это относится как к внутренним, так и к внешним отношениям работников разных отделов.
Цель этики делового общения, прежде всего, практическая, потому что её соблюдение значительно упрощает работу всего коллектива, да и сотрудники знают, что можно ожидать друг от друга.
Деловая этика создает в коллективе рабочую атмосферу, а моральный комфорт значит больше, чем физический. При соблюдении деловой этики, сотрудники, как правило, чувствуют удовлетворение работой, поэтому им всегда будет комфортно.
Моральная сторона деловой этики, надо сказать, оказывает влияние и на производительность, потому что сотрудник, чувствующий себя на рабочем месте комфортно, будет стремиться свою работу сделать лучше.
Соблюдение этических принципов делового общения, заставляет работников совершенствоваться в работе. Этикет делового общения в профессиональном поведении людей является важнейшей его стороной.
Этикет – это необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и совершенствовать. Этикет деловых коммуникаций содержит нормы и наставления, где нормы представляют собой правила, направленные горизонтально. Эти правила работают между членами группы, равными по статусу.
Вертикальную направленность правил имеют наставления, определяющие характер взаимодействия начальника и подчиненного.
Этикетные нормы делового общения зависят от национального характера, если, например, в странах Европы что-то является знаком уважения, то в мусульманских странах это может быть оскорблением.
Предмет делового общения как науки
Процесс делового общения очень многогранный и его реализация происходит в форме межличностного общения, социального диалога, профессионального общения, коммуникации и др.
Любая наука имеет свой предмет и свои задачи. Предметом психологии делового общения являются проблемы культуры делового общения.
Предметные особенности курса для более детального выяснения связаны со смыслом основных понятий – общение, дело, культура, этика. Эти понятия определяют и название, и содержание курса.
Ключевым является понятие «общение». Общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия людей. В условиях делового общения люди передают и обмениваются друг с другом информацией, знаниями, убеждениями, идеями, результатами деятельности. Они усваивают нравственные принципы, правила этикета, обычаи, обряды, традиции, преодолевают возникающие трудности и проблемы, сообща принимают решения.
История развития культуры делового общения довольно длительная.
Задачи данного курса вытекают из проблем повышения культуры делового взаимодействия, среди которых основными являются:
- знания о психологических и этических личностных качествах участников делового общения;
- нравственные требования к взаимоотношениям;
- технологические требования к основным формам делового общения;
- моральные принципы, нормы и правила этикета;
- использование знаний по этике делового общения;
- умение вести переговоры, беседы, совещания, публично выступать, разговаривать по телефону, правильно писать деловые письма, культурно себя вести.
Деловое общение ориентируется только на результат.
Как наука деловое общение появилось в результате ответвления менеджмента. Такая дисциплина как этика делового общения построена на технологии общения без анализа глубинных процессов, но с рекомендациями – «как надо».
Этические нормы выступают главным регулятором этих отношений, в которых выражаются представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильных и неправильных поступках человека.
В деловом сотрудничестве человек стихийно или сознательно опирается на эти представления.
Эффективность делового общения связана с пониманием моральных норм, с тем содержанием, которое человек вкладывает в них. Познание этих внутренних законов достижения успеха важны бизнесменам и политикам, преподавателям и бухгалтерам, кибернетикам и экономистам.
Стать деловым человеком хотят многие, но добиваются далеко не все. Здесь нет универсальных рецептов, и всё зависит от того, чему человек желает научиться и чем может поделиться с другими.
Таким образом, курс «Этика делового общения» поможет студентам осознать скрытые проблемы, возникающие в процессе делового общения и успешно с ними справиться.