Спортивная психология о сопровождении спортсменов
Психологическое сопровождение спортсмена – это деятельность психолога, которая направлена на то, чтобы совершенствовать или актуализировать психические свойства спортсмена с целью повышения эффективности тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям.
Рисунок 1. Психологическое сопровождение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Спортивный успех зависит от удачного сочетания большого количества условий и, что будет именно решающим, сказать трудно, поэтому важно не пренебрегать, а учитывать самые разные факторы.
Психологическая подготовка представляет собой целый комплекс мероприятий с психикой спортсмена, физиологической основой которой является нервная система.
Психика и нервная система координируют работу всех систем организма – мышечную, сердечнососудистую, дыхательную. Это значит, что в подготовке спортсменов олимпийского резерва, необходима их психологическая подготовка.
В системе психологического сопровождения, с точки зрения спортивной психологии, выделяют две части – организационную и методическую.
Со спортсменами работают специалисты разных направлений – это тренеры, массажисты, врачи и сравнительно недавно к ним добавился ещё психолог.
При подготовке спортсменов психологи решают следующие проблемы:
- психодиагностические приемы отбора лиц с целью определения вида спорта;
- методы эффективной психологической подготовки спортсменов в соответствии с избранным видом;
- методы психологического обеспечения деятельности спортсмена на разных этапах соревнования;
- психологические основы спортивного мастерства в целом и в отдельных видах спорта.
Чтобы данные проблемы были оперативно решаемы, тренеры должны работать в команде с психологом, а не игнорировать психологический аспект подготовки спортсменов. К сожалению, во многих детско-юношеских спортивных школах ставок психологов просто нет. Чаще всего морфологические, физиологические и психологические характеристики ребенка при отборе в секции не учитываются. На типологические и врожденные особенности конкретного ребенка акцент делается очень редко. К психологам спортсмены обращаются по своей инициативе, а что касается спортсменов-подростков, то запрос делают их родители.
Профессиональный спорт оказывает большое влияние на личностные изменения человека – у подростков улучшается самоконтроль, повышается уровень настойчивости. Кроме этого, в процессе спортивной деятельности происходит всестороннее физическое развитие, увеличивается общая работоспособность организма, вырабатывается сила, выносливость, быстрота и координированность движений.
Правда, уровень развития особенностей у спортсменов различен, потому что психологическая структура разных видов спортивной деятельности неодинакова. К психологу спортсмены обращаются по таким проблемам, как переживание победы и чрезмерно сильное волнение, переживание страха и слабая готовность к соревнованию, переживание поражения и расстройство настроения.
Предстартовая тревожность с позиции гендерного подхода
Гендерный подход в психологии спорта способствует развитию нового взгляда на развитие личности. Под гендером понимается пол индивида со его социально-психологической характеристикой.
Среди всех видов спорта, существующих сегодня, есть исключительно мужские и исключительно женские виды. Одни из них относятся к стереотипам маскулинности, где необходима жесткость, сила, проявление агрессивности, а другие относятся к феминности, где проявляются мягкость, эмоциональность, артистизм, например, фигурное катание, бальные танцы и др.
Поскольку спорт требует состязательности и конкурентности, то более адаптивной является маскулинная модель поведения. Эту модель усваивают как юноши, так и девушки.
В подростковом возрасте на формирование гендерных характеристик личности влияние оказывает определенный вид спорта. В маскулинных видах спорта гендерная социализация особенно заметна.
Маскулинизация личности спортсмена в мужских видах спорта происходит у спортсменов обоего пола, а вот в женских видах спорта женственность усиливается только у спортсменок.
Спортсмены разного пола, по мнению Г.Б. Горской, различаются по особенностям взаимоотношений с социальным окружением. Например, у 12-13 летних девочек-спортсменок усиливается значимость сверстников как партнеров по общению, в то время как мальчики значимыми считают родителей и других близких им людей.
Спорт – это, безусловно, стрессовая ситуация. В детском спорте выделяют естественные, отрицательные, искусственные стрессовые ситуации. А вот истинную причину стрессовой ситуации юным спортсменам определить сложно. Страхом для них являются тренировки с большим количеством детей, страх перед тренером, боязнь физических нагрузок, боязнь соревнований. Актуальным страхом является поломка нового и дорогого инвентаря и снаряжения.
Взаимоотношения тренера с юными спортсменами и их родителями остаются за рамками этого подхода. Уже на начальном этапе спортивной карьеры для преодоления этих трудностей важна психологическая помощь, потому что трудности и связанные с ними переживания оказывают негативное влияние, как на развитие ребенка, так и на его спортивную деятельность.
Психологическая помощь в спорте помогает решить конкретные трудности, помогает в развитии и личностном росте, а также в построении успешной спортивной карьеры.
В подготовке юных спортсменов, особенно в первые годы их спортивной деятельности, психологическая помощь, считает Г.Б. Горская, должна решить такие задачи:
- сформировать мотивационную занятость в том виде спорта, который был выбран;
- развивать психомоторику;
- развивать интеллектуальные способности;
- знакомить детей с соревновательной сутью спорта;
- заниматься отбором перспективных спортсменов.
Чтобы решить эти задачи Г. Б. Горская предлагает использовать методы развития мотивации занятий того вида спорта, который был выбран.
Тренер, работающий с ребенком, должен обеспечить полноценное физическое и психическое развитие юного спортсмена.
Принципы психологического сопровождения юных спортсменов
Перед детско-юношеским спортом стоит основная задача – оказывать содействие гармоничному развитию юных спортсменов и своевременно решать возрастные задачи развития.
Тренеру необходимо рассматривать юного спортсмена как субъекта собственного развития карьеры в спорте и, исходя из этого, оказывать ему социальную поддержку, создавать благоприятные условия для накопления опыта и реализации возможностей. Со своей стороны, юный спортсмен должен быть уверен, что его принимают таким, какой он есть. Уверенность в этом помогают преодолевать страхи и оказывают влияние на развитие самостоятельности.
Спорт является источником радости, удовольствия и здоровья, а успешным спортсменом будет тот, кто достигает поставленные задачи.
Усилия родителей и тренера должны быть направлены на успешное развитие юного спортсмена.
Цель психологического сопровождения в связи с принципами конкретизируется в следующих задачах:
- оказывать помощь в развитии нравственных качеств ребенка;
- формировать и поддерживать мотивацию спортсменов, способствовать её коррекции;
- создавать необходимые условия для овладения основами техники того или иного вида спорта;
- оказывать помощь и поддержку развитию возрастных психических новообразований у юных спортсменов;
- подготовить психологические предпосылки для успешного участия в первых соревнованиях;
- контролировать и предупреждать возникновение страхов у юных спортсменов;
- принимать меры по предупреждению ухода детей из спорта.
Решение задач психологической помощи позволит преодолеть юным спортсменам трудности в адаптации к требованиям спортивной деятельности и обеспечит как общее успешное развитие, так и развитие в выбранном виде спорта. Юные спортсмены будут готовы к продолжению своей спортивной карьеры.