Психологическое консультирование — это прикладная отрасль психологии, представляющая собой вид психологической помощи, направленной на поддержу психически здорового человека при решении им жизненно важных проблем.
Особенности психологического консультирования
Психологическое консультирование — это одно из важных направлений психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе. Оно является компонентом работы педагогов-психологов и обладает собственной спецификой.
Особенность психологического консультирования состоит в его опосредованном характере. Оно концентрируется на проблемах развития, обучения и воспитания детей и происходит вне зависимости от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Дети-дошкольники очень редко выступают в качестве инициаторов запросов. В большинстве случаев инициатива проявляется лицами, которые окружают ребенка.
Психологическое консультирование в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) происходит в форме оказания психологической помощи. С его помощью решаются соответствующие проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация. Для консультирования присуща активная позиция консультируемого, совместная работа над имеющимися проблемами, поиск эффективных способов их решения.
Психологическое консультирование ДОУ состоит из следующих видов работ:
- Выработка и точная формулировка психолого-педагогических рекомендаций (делаются в форме, которая понятна и доступна для практической реализации);
- Организация бесед c лицами, которым необходима консультативная помощь;
- Работа с воспитателями и родителями, которая выполняется в рамках психологического обучения и системы повышения квалификации.
Направления и задачи консультирования в ДОУ
Консультативная работа в рамках работы ДОУ осуществляется по нескольким направлениям. Она направлена на просвещение педагогов или родителей. Отметим, что тематика и содержание консультаций, которые проводит педагог-психолог, не может выступать за рамки профессиональных компетенций. Она может относиться к вопросам оптимизации образовательного процесса в ДОУ и семье.
Основная цель психологического консультирования в ДОУ представлена оказанием помощи в области проблем межличностных отношений в образовательном пространстве, включая детско-родительские отношения, оптимизацию взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им помощи психологического характера. Консультации, как правило, требуются в ходе выстраивания и реализации индивидуальных образовательных программ, личных образовательных маршрутов.
Для консультирования необходима активная позиция консультируемого лица, совместная проработка возникающих трудностей, а также поиск оптимальных вариантов решения. Темы проводимых консультаций не могут выходить за пределы профессиональной компетенции педагога (психолога) ДОУ.
Среди задач психологического консультирования можно выделить:
- Своевременное определение детей, которые обладают особенностями развития;
- Своевременное предупреждение психологических осложнений у ребенка с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, консультация в области психогигиены и психопрофилактики;
- Формирование рекомендаций для родителей и педагогов касательно проблем психолого-педагогической коррекции, вопросов воспитания и межличностного общения;
- Психологическое просвещение педагогов и родителей.
В качестве источника дополнительного консультирования выступает создание специальных информационных уголков, стендов, папок передвижек (например, «Советы психолога»). Любое из названных направлений выстраивается с учетом возрастных возможностей ребенка, ведущего вида деятельности. Как правило, оно основано на игровых технологиях и приемах.
Среди тем психологического просвещения педагогов могут быть: психофизиологические особенности ребенка в определенном возрасте, закономерности развития детского коллектива, стили педагогического общения, аспекты деятельности педагога, направленные на проблемных детей.
Примерные темы для консультирования родителей включают адаптацию ребенка к детскому саду, работа с детьми в период кризисов 3-х лет и 6-7 лет, а также самые частые ошибки семейного воспитания.
Действия на разных стадиях психологического консультирования
На предварительном этапе консультирования перед специалистом стоят две задачи. Первая из них заключается в том, что консультант должен заработать доверие пациента, показав себя статусным, компетентным и заслуживающим уважения специалистом. Для этого не нужно спешить давать советы, а мысли необходимо формулировать ясно и кратко.
Следующий этап консультирования представляет собой непосредственную беседу. Сначала необходимо установить контакт. Далее требуется выяснить ситуацию и запрос человека. На этой стадии клиент должен рассказать свою ситуацию, а консультант при этом задавать уточняющие вопросы.
На следующем этапе консультации происходит непосредственный поиск решения. Основная задача выполняется здесь обоими субъектами (консультантом и консультируемым лицом). Ошибка начинающего консультанта может заключаться в поиске самостоятельного решения без вовлечения человека в работу.
Предлагая решение клиенту, консультант не настаивает, а «продает», в конце уточняя: «Эта рекомендация вам подойдет?»
На стадии поиска решения особенно ярко может проявиться позиция Жертвы у клиента. Одной из важных задач консультанта здесь является вывод собеседника в позицию Автора. Жертвенность проявляется по-разному. Так, выявить ее помогут вопросы: «Что здесь зависит от меня?», «Почему это произошло?». Их важно перевести в вопросы: «Что я хочу?» и «Каким образом это получить?».
Запросы «Помогите мне понять» представляют собой запросы, касающиеся чувств. Их необходимо перевести в конкретику (что будет результатом, что я должен сделать для вас и др.).