Понятие личностной тревожности и важность ее измерения
Личностная тревожность – это достаточно устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность человека к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать различные ситуации как угрожающие.
Измерение личностной тревожности очень важно. Это связано с тем, что данное свойство личности во много определяет особенности поведения человека.
Необходимо отметить, что определенный уровень тревожности является естественным и даже обязательным, необходимым для активной деятельности личности. В зависимости от индивидуальных особенностей человека, у него устанавливается желательный (оптимальный) уровень тревожности, который принято называть «полезной тревожностью».
Установление человеком собственной личностной тревожности является для него важным компонентом самовоспитания и самоконтроля.
Личностная тревожность, как предрасположенность, активизируется у человека при восприятии определенных стимулов, которые он расценивает как опасные для собственного самоуважения и самооценки.
Личностную тревожность представляют как реактивную и ситуативную тревожность, которая как состояние имеет ряд характерных признаков: беспокойство, напряжение, нервозность, озабоченность. Данная реакция может возникнуть на определенную стрессовую или эмоциональную ситуацию различной динамичности и интенсивности.
Личности, которые относятся к категории высокотревожных, имеют склонность воспринимать угрозу собственной жизнедеятельности и самооценке в достаточно обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них крайне выраженным состоянием тревожности. Именно поэтому, в случае наличия подозрений очень важно точно установить уровень личностной тревожности человека, посредством использования специально разработанных для этого психологических тестов.
В настоящее время единственной методикой, которая позволяет дифференцированно выявить уровень личностной тревожности и оценить ее состояние как личностное свойство человека, является методика, разработанная и предложенная Ч.Д. Спилбергом. В России данная методика была адаптирована для использования Ю.Л. Ханиным.
Общие сведения о тесте Спилберга-Ханна
Тест Спилберга-Ханина – это методика, которая направлена на исследование психологического феномена личностной тревожности.
Тест Спилберга-Ханина представляет собой два опросника по 20-ть вопросов каждый. Первый опросник состоит из 20-ти высказываний, каждое из которых относится к состоянию тревожности, ситуативной или реактивной ситуации тревожности. Второй опросник также содержит 20-ть высказываний, направленных на определение тревожности как диспозиции личностной особенности (определение основных свойств тревожности личности).
Наличие двух опросников, содержащих разные вопросы, обусловлено тем, что Спилберг «видел» тревожность как состояние, которое включает в себя две меры. К первой мере он относил субъективные и сознательно воспринимаемые ощущения напряжения и угрозы, которые сопровождаются активизацией нервной системы человека (ситуативная или реактивная тревожность). Вторая мера представляет собой тревожность как определенную психологическую черту личности человека.
Тревожность как черта личности человека – это определенный мотив или приобретенная поведенческая позиция, обязывающая человека воспринимать окружающий его мир как безопасный и не содержащий в себе угрозы. Такое восприятие окружающей действительности побуждает человека не реагировать состоянием тревоги на реальную опасность.
Ситуативная (реактивная) тревожность – это определенное состояние человека в конкретный момент времени, характеризующееся субъективно переживаемыми эмоциями, в данной обстановке.
Данное состояние тревожности возникает как эмоциональная реакция на определенную стрессовую или экстремальную ситуацию. Она может различной по времени течения, динамичности и интенсивности.
Тестирование по шкале Спилберга-Ханна осуществляется посредством применения двух бланков: первый – бланк для измерения показателей реактивной тревожности, второй – для определения уровня личностной тревожности.
Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Инструкция по проведению тестирования, по обеим шкалам:
- необходимо внимательно прочитать каждое предложение и зачеркнуть ту цифру в графе справа, которая соответствует собственному самочувствию в данный момент.
- важно не задумываться над вопросами и ответами, и отвечать так, как думается и чувствуется здесь и сейчас.
После того как испытуемый ответит на все вопросы, психологу нужно произвести подсчет и по специальной формуле вычислить итоговый результат.
Интерпретация результатов выглядит следующим образом:
- Количество баллов ниже 30-ти – у человека отмечается низкий уровень личностной тревожности.
- Количество баллов от 31-го до 45-ти – у человека умеренный уровень личностной тревожности.
- Количество баллов выше 46-ти – у человека отмечается высокий уровень личностной тревожности
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете».
Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции и в целях психокоррекционной деятельности.