Жан-Батист Гренуй — это герой книги Патрика Зюскинда «Парфюмер». Этот роман был впервые издан в Швейцарии в 1985 году. Сегодня его признают самым знаменитым романом, написанным на немецком языке со времен Ремарка.
Книга «Парфюмер» Зюскинда
Роман Зюскинда «Парфюмер» выдержал большое число изданий общим тиражом более двенадцати миллионов экземпляров. Книгу перевели на 45 языков, в том числе на латынь. Главный герой романа Жан-Батист Гренуй является человеком с невероятно тонким и сильным обонянием. Наряду с этим у него было полное отсутствие собственного запаха.
Многие исследователи сравнивают эту книгу по глубине психологии и философии с романом Достоевского «Преступление и наказание». В отличие от героя Достоевского, который задавался вопросом: «Тварь я дрожащая или право имею?», Гренуй просто экспериментировал. Он пытался получить аромат экстаза любви путем опускания трупов девственниц в эфир и последующей перегонки получившегося экстракта.
Зюскинд написал необычную историю о необычном человеке, являющимся обладателем сверхтонкого нюха. Этот злой гений родился в парижской клоаке, под прилавком рынка. Его бросили в кучу останков рыбы, и уже тогда младенец испытал первый в своей жизни шок. Из-за невообразимого нервного потрясения, ребенок пытается отторгнуть все внешние запахи.
Главный герой романа Парфюмер
Главным героем романа Парфюмер является Жан-Батист Гренуй. Он считал себя новым мессией, пророком, который должен изобрести великолепный аромат. Погружаясь в данный аромат, он думал, что ему будут прощены все убийства. Люди должны обожать его, впадая в любовный экстаз от пьянящего аромата.
Публика, собравшаяся на месте казни, где главному герою сначала хотели переломать кости, начала безумствовать. Но первые капли духов, которые были изготовлены из ароматов тел самых красивых парижанок, начали проливаться в воздух. Толпа пришла от этого в экстаз. Даже архиепископ, за минуту до этого осуждающий преступника, стал кричать, что этот человек ангел.
На глазах отверженного Жана-Батиста в тот момент появились слёзы. Он вспомнил первую нечаянно убитую девушку, аромат её тела и волос. Герой представляет, что мог быть счастлив с ней, но их любви не суждено было осуществиться. Гренуй жалеет о том, что не смог познать любви, что данное чувство так и не стало ему знакомо.
Герой добился всего, включая славу, признание толпы. Тем не менее, он испытывает разочарование от того, что не может любить. Травма, которую в детстве нанесла ему собственная мать и общество, убила в нём все чувства, за исключением обоняния. Главный герой в конце осознает, что этот дар ему не нужен, он просто желал бы испытать настоящую любовь.
На первый взгляд могло бы показаться, что Зюскинд романтизирует маньяка и его преступления ради «идеи». Тем не менее, раскрыв мотивы убийства, автор романа развенчал схему демонизма любого искушения. Идея состоит в том, что выкуп человеческой жизнью ради идеи является очень низкой ценой.
Гренуй стал типичной жертвой и монстром, которого сформировало порочное общество. С детства он жил в сиротском приюте, а затем работал в мастерской дубильщиков. Произведение показывает, что жизнь героя, как и его личность, ничего не значила для общества. Так система порождает своего злого гения.
Гренуй считал, что в обществе нет любви и эмпатии. Он применяет свой божественный дар с целью обмана людей дабы заставить их обожать его.
Хладнокровие, агрессивность и жестокость главного героя, по мнению автора романа, должны были отражать прогнившие устои общества. В нем в чести и любви, хоть часто и лицемерной, находятся только те, кто имеет деньги и власть.
Идея романа заключается в том, что, что даже если тебя обожает большое количество людей, но сам ты не любишь, твоя жизнь не имеет смысла. Это происходит вне зависимости от того, какими бы необычными способностями не обладал человек. В любом случае он потерпит поражение.
Психология Жана-Батиста Гренуя
Центральным героем романа Зюскинда является нелюдимый и странный человек. Это аутсайдер, который ушел в свой внутренний мир и пытается разобраться в своих проблемах. Жан-Батист демонстративно отторгается от общества, он всегда недоволен окружающим миром и людьми.
Гренуй — это антигерой, который погряз в проявлениях собственного невроза. Он беспомощен и неизлечим. Этот одинокий гений обоняния травмирован душевно и находится в состоянии, в котором воспринимает окружающий мир как враждебный. Он тотально саморазрушается, что сопровождается агрессивным настроем в отношении мира других людей.
Автор в романе неоднократно подчеркнул нечеловеческую природу своего героя, который показан уже не как обыкновенный человек, которого обуяла «идея». Уже в начале повествования Зюскинд закрепил за героем прозвище «клещ». Он пишет о Жане-Батисте: «Он был вынослив, как приспособившаяся бактерия, и неприхотлив, как клещ, который сидит на дереве и ждет крошечной капли крови».
Для тела этому человеку было нужно минимальное количество пищи и платья. Для души он не требовал ничего. Для Гренуя не были нужны безопасность, любовь и внимание. Более того, еще будучи ребенком, герой сам лишает себя всего. Он не испытывает большинства физических чувств, за исключением обоняния.
У героя романа практически отсутствует способность к абстрактному мышлению и какие-либо эмоции. Он не способен рассуждать и обобщать, поскольку живет своей навязчивой идеей. Он одержим своей единственной способностью, если не считать потрясающую способность к выживанию.
В его внешнем виде поражает не болезнь души, а отсутствие воспитания, социальной адаптации и заботы родителей. Этот преступник воспитан социально-политическими и сложившимися обстоятельствами. Большую роль сыграли также психические отклонения.