Психологический портрет руководителя — это совокупность качеств, которые дают ему возможность установить и поддержать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными сотрудниками, нижестоящими и вышестоящими руководителями, а также с общественными организациями.
Основные качества современного руководителя
С помощью психологических качеств руководитель способен сформировать в компании благоприятный психологический климат и настрой в коллективе. В состав основных социально-психологических качеств включены:
- Коллективизм;
- Коммуникабельность;
- Проявление инициативы;
- Самообладание;
- Эмпатия.
В основе чувства коллективизма лежит глубокое понимание коллективной природы общества, его производства. Такое чувство в качестве социально-психологической категории представляет собой органическое свойство личности. Если у руководителя нет данного свойства, то это не поможет формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.
Коммуникабельность представляет собой способность руководителя быстро вступать в деловой и психологический контакт с другими лицами, что дает ему возможность оперативно решать вопросы, которые требуют личного участия. Также сюда входит умение достоверно и доступно доносить информацию.
Руководитель должен уметь создавать правильные взаимоотношения с подчинёнными, взяв правильный тон общения. Подчинённые лица должны чувствовать себя не просто как слепые исполнители воли руководителя, а как соучастники общего процесса. Здесь искусство руководителя заключается в умении быть старшим среди равных, для чего он, в первую очередь, должен пользоваться методами разъяснения, убеждения и только в крайнем случае властными методами.
Инициативность является очень многогранным понятием. Она представляет собой выдвижение новых идей в области совершенствования производства труда и управления, а также процесс улучшения бытовых условий подчинённых, методов воспитательной работы и др. Инициатива должна быть своевременной и осуществимой в реальности, она концентрируется на поиске и использовании лучших методов реализации государственных планов и программ.
Самообладание представляет собой очень важное качество руководителя в его отношениях с окружающими людьми. Это качество способно помочь ему в успешном разрешении конфликтов, возникновение которых почти нельзя избежать. Руководитель, который не умеет держать себя в руках, никогда не вызывает чувства доверия у подчиненных. Непреходящая ценность качества самообладания представлена рассудительностью, умением убеждать людей, нахождением справедливого решения в интересах дела и восстановлением нарушенного нормального психологического климата в коллективе.
Еще одно важное качество, необходимое для руководителя, представлено чувством эмпатии. Оно заключается в сочувствии, сопереживании, умении поставить себя на место другого человека. Без такого чувства сопереживания сегодня не прожить никому, тем более руководителю.
Функции руководителя
Вся совокупность социально-психологических качеств, которым должен соответствовать современный руководитель, представляет собой эталон. Ему осознанно или неосознанно начинают подражать подчиненные.
В процессе осуществления управления руководители осуществляют несколько конкретных функций:
- Организуют и планируют деятельность и работу коллектива, а также свою собственную работу;
- Распределяют задания и проводят инструктаж подчиненных, контролируют их;
- Проверяют и оценивают результаты работы;
- Знакомятся со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвигают и рассматривают новые идеи и предложения;
- Решают вопросы, которые выходят за рамки компетенции подчиненных;
- Знакомятся с текущей корреспонденцией;
- Отвечают на звонки и принимают посетителей, ведут переговоры, проводят собрания и осуществляют представительство;
- Заполняют формы отчетности;
- Повышают свою квалификацию и предоставляют условия подчиненным для ее повышения.
При выполнении своих повседневных обязанностей, руководитель общается с различными категориями людей. В первую очередь, это партнеры, которые иногда могут быть весьма неприятными, выдвигать несуразные требования и даже угрожать. Не смотря на все это, обращаться с ними нужно корректно, не показывать раздражение.
Другая категория лиц, с которыми руководителю часто приходится общаться, — это другие руководители и управленцы различного ранга. В разговорах с ними нужно выражаться четко и недвусмысленно, придерживаясь только фактов или своих собственных соображений, кратко излагая мысли. Если осуществить постановку какой-либо проблемы, то лучше всего сразу предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. И наконец, руководитель непрерывно общается с коллегами, которые представляют собой руководителей других подразделений. Он не способен оказать прямого воздействия на них, поэтому здесь в особой мере необходимо умение вести переговоры, торговаться и обладать даром убеждения.
Роли руководителя
В процессе общения руководитель должен играть три основных роли: роль координатора, роль информатора и роль лица, которое принимает решения.
Роль координатора заключается в связывании одной группы людей с другой и упрощении диалога между ними. Роль информатора обеспечивает прием, передачу и обработку различной информации.
Данную роль также может играть контролер, который следит за работой подчиненных и сравнивает ее с поставленными целями. Такую же роль может взять на себя распространитель идей, находящийся в курсе всех изменений, которые оказывают влияние на работу персонала. Он информирует их об этом, разъясняя политику предприятия. Это и представитель, который разъясняет роль и характер проблем другим подразделениям (партнерам).
Роль, связанную с принятием решений, играет предприниматель или руководитель, который ищет новые пути достижения целей и берет на себя всю ответственность за риск. Также она присуща для менеджера, ответственного за распределение ресурсов компании. Ее, наконец, ее может выполнять представитель компании, ведущий переговоры с партнерами.