Психологический портрет предпринимателя — это совокупность личностных качеств успешного бизнесмена, в их число входят творческая активность, принятие риска, общительность, стремление к самореализации, устойчивость к стрессу и др.
Общие сведения о предпринимательстве
Специалисты, давая определение понятию «предпринимательство», акцентируют внимание на самостоятельности деятельности. Такая деятельность предполагает свободу выбора, риск и ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показывают, что у отечественных бизнесменов особо ярко выражен комплекс самостоятельности и автономности.
Кросскультурные исследования определяют, что российские предприниматели, работающие в сфере малого и среднего бизнеса, психологически менее защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие предприниматели. Это объясняется тем, что развитие предпринимательства в России происходит в условиях несбалансированного рынка, для которого не характерна реальная и последовательная поддержка со стороны государства. Современная ситуация показывает открытое противопоставление бизнеса государству, а также крайнее проявление индивидуализма.
Западные, в первую очередь американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека потребность в успехе. Успех является удачей в достижении поставленной цели, общественным признанием, достижением хороших результатов в работе. И предприниматель, открывая свое дело, всегда будет рассчитывать на его успех.
Современными отечественными социологами была отмечена сложность предпринимательства, обусловленная многообразием условий успеха ведения бизнеса.
Достижению предпринимательского успеха способствуют следующие факторы:
- Простое везение (человек оказывается случайно в нужное время в нужном месте, сумев не упустить шанс);
- Активный поиск «выигрышного варианта», что предполагает использование метода проб и ошибок;
- Профессиональный расчет разных комбинаций с последующим выбором оптимального варианта на основании теоретических поисков;
- Получение и использование в благоприятное время конфиденциальных сведений или ресурсов других видов;
- Применение своего опыта, уникальных способностей, компетентности как товара, который дает доход.
Социально-психологический портрет предпринимателя
Социально-психологические качества, которые характерны для предпринимателя, давно стали объектом исследований биографов, психологов и социологов. Для разгадки секрета успеха ученые рассматривают характеры, способности, социальные характеристики предприимчивых граждан. Например, исследования показали, что зависимость между эффективностью деятельности и IQ предпринимателя имеет криволинейный характер.
Отдельные усилия ученые направили на выявление качеств, которые характеризуют предпринимателя и выделяют его из ряда других людей. В первую очередь среди таких субстанциональных качеств выделяют следующие способности:
- Принимать нестандартные решения в стандартных или неопределенных ситуациях;
- Генерировать инновационные производственные и коммерческие идеи с последующей оценкой их перспективности с позиции получения дополнительной прибыли;
- Оперативная оценка инноваций с точки зрения их окончательной эффективности;
- Оценивать рыночную конъюнктуру с точки зрения получения дополнительного дохода;
- Умение рисковать, анализировать информацию и делать правильные выводы с позиции рыночной конъюнктуры.
Если взять за основу классификацию Шумпетера, то социально-психологический портрет типичного предпринимателя предполагает особенный взгляд на вещи, волю и способность определять самые важные моменты действительности с реальной их оценкой. Предприниматель имеет способность идти в одиночку без страха неопределенности и возможного сопротивления. Он умеет влиять на других людей.
По данным Американской Ассоциации управления психологический портрет предпринимателя включает стремление к поиску возможностей и инициативность. Предприимчивый человек использует новые и необычные деловые возможности с высоким упорством и настойчивостью. Он готов к многократным попыткам, постоянно корректируя свою стратегию.
Для психологического портрета предпринимателя нельзя забывать о таком качестве, как готовность к риску. Предприниматели, как правило, предпочитают ситуации умеренного риска, заботясь о том, чтобы уменьшать его и контролировать результаты.
Успешные предприниматели ориентируются на эффективность и качество, проявляя стремление к совершенствованию стандартов эффективности. Они вовлечены в рабочие контакты, принимают ответственность, идут на личные жертвы для выполнения работы.
Еще одно важное качество предпринимателя — это целеустремленность. Он ясно формулирует цели на долгосрочную перспективу, постоянно корректируя краткосрочные задачи. Такой человек стремится быть информированным, поскольку постоянно собирает сведения о клиентах и поставщиках, использует личные и деловые контакты.
Эффективное и успешное предпринимательство предполагает систематическое планирование и наблюдение. Руководитель должен планировать, разбивать крупные задачи на подзадачи, следить за финансовыми показателями и ориентироваться на них в процессе принятия решений. Он ведет разработку и применение процедур слежения за выполнением работы.