Сущность понятия «психологический диагноз»
Психологический диагноз – это конечный результат работы психолога, направленной на выявление и оценку индивидуально-психологических особенностей индивида.
Термин «диагноз» широко используется в разных научных сферах, он переводится как «распознавание» и трактуется как определение состояния конкретного объекта. В современной психологии данное понятие ещё не имеет четкого определения и относится к мало разработанным.
Вопрос сущности и специфики психологического диагноза поставил в отечественной науке Л.С. Выготский в 20-е годы. В это время активно развивается практика педологического консультирования, и обнаруживаются две тенденции, во-первых, подмена психологического диагноза медицинским и, во-вторых, эмпирическое описание картины внешних проявлений неблагополучия ребенка. Выготский считает эти тенденции неправомерными и опасными.
Путь построения психологического диагноза он видел в контексте этапов и закономерностей психического онтогенеза, при обязательном исследовании механизмов формирования установленных трудностей. Вся полнота процесса развития включается в сферу психологического диагноза. Выготский под ним подразумевает позитивную характеристику психического развития ребенка и характеристику определяющих условий.
Если говорить о медицинском диагнозе, то основным в нем будут определение и классификация проявляющихся заболеваний. Выявляются они через связь с типичными для данного синдрома патофизиологическими механизмами. Что касается психологического диагноза, то здесь необходимо выявлять те или иные проявления в каждом отдельном случае – почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, и каковы их причины.
Наиболее разработанными считаются представления о клинико-психологическом диагнозе, к основным задачам которого А. Левицкий относит:
- характеристику нарушений поведения, которое проявляются в профессиональной, семейной жизни обследуемого, его общение с людьми и те нарушения, которые обнаруживаются в ходе исследования;
- определение психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов;
- определение психологических механизмов и их значение в генезисе имеющихся нарушений – чем обусловлены эти нарушения, в какой степени расстройства личности детерминированы психологическими факторами, а в какой – органическими.
Чаще всего термин «диагноз» употребляется по отношению к результату диагностической деятельности. Как результат деятельности психологический диагноз является логическим заключением о состоянии объекта психодиагностики. Такое заключение направлено на выяснение и описание сущности индивидуально-психологических особенностей индивида для того чтобы оценить актуальное состояние, предсказать будущее и сформулировать рекомендации по оказанию психологической помощи.
Диагноз можно поставить исходя из набора симптомов, однако их знание ещё не гарантирует правильность диагноза. Это связано с тем, что набор симптомов и соответствующие им причины однозначными бывают редко.
Психологический диагноз может сопровождаться ошибочными действиями, причины которых связаны со сбором и переработкой информации.
К ошибкам наблюдения и регистрации относятся инструментальные ошибки, связанные со сбором информации. К ошибкам переработки относятся: ошибка атрибуции, эффект первичного впечатления, ошибки ложной причины, познавательный радикализм и консерватизм.
Сегодня в психологической современной литературе встречается точка зрения, что конечной целью психологического диагноза является прогноз.
Виды психологического диагноза
Л.С. Выготский выделил три основных вида психологических диагнозов:
- симптоматический диагноз, ограничивающийся констатацией симптомов;
- этиологический диагноз, учитывающий не только определенные симптомы, но и их причины;
- типологический диагноз, который относится к высшему уровню и заключается в определении места и значения полученных данных в динамической картине личности.
Основой выделения симптоматического диагноза стала возможность существования диагностических суждений на уровне симптомов.
Установление этиологического диагноза связано с выявлением детерминант изучаемого явления. В результате этого можно в каждом конкретном случае построить прогностическое суждение и выбрать адекватную форму психологической помощи.
Однако надо сказать, что точность этиологического психологического диагноза может оказаться не такой высокой, потому что между параметрами психологической системы и их внешними проявлениями существует многозначность причинно-следственных отношений, а также обусловленность поведения и деятельность человека многими факторами. Данное обстоятельство является одним из ограничений этиологического диагноза.
Что касается типологического психологического диагноза, то он учитывает тесную взаимосвязь отдельных подструктур психики и предполагает отнесение диагностического явления к определенной категории изучаемых реальных форм и психологических закономерностей развития личности.
Типологический диагноз имеет системообразующую единицу, в качестве которой выступает психологический синдром. Он представляет собой устойчивую совокупность признаков, соответствующих одному и тому же явлению, объединенных общей причиной.
Психологические синдромы отличаются своими наборами специфических признаков, которые имеют иерархическую структуру и внешнюю форму проявления.
Признаки, которые входят в структуру синдрома, способны соединяться с другими симптомами, что ведет к его изменению или усложнению.
Все три психологических диагноза – симптоматический, этиологический, типологический, отражают разнообразие его видов по содержанию.
По обоснованию специалисты выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. Основу этих диагнозов составляют специфика и критерии принятия решения.
По характеру обследования психологические диагнозы могут быть имплицитные, т.е. интуитивные и рациональные – научно обоснованные.
По логическому построению существуют: прямой обоснованный психологический диагноз, опосредованный диагноз, диагноз по результатам воздействия.
Целью диагноза личности является определение источника патологии и зон эффективного функционирования.
Ошибки при построении психологического диагноза
Психодиагностические ошибки, исходя из основных причин, делят на две группы:
- причины объективные, связанные с трудностями и сложностями объекта психологического познания;
- причины субъективные, связанные с опытом, личностными особенностями, знаниями, вниманием познающего специалиста.
Доля объективных ошибок, по разным данным составляет от 30 до 40%, а основной детерминантой является сложность объекта психодиагностики.
Психическая система является едиными целым, на основе которой происходят сложные процессы, обуславливающие состояние, поведение, деятельность индивида. Психику человека нельзя рассматривать изолированно от окружающей среды и общества, которые оказывают на него постоянное воздействие. Познание многих психологических феноменов затруднено индивидуальным характером и большим разнообразием особенностей и различий людей.
Отсутствие однозначных причинно-следственных связей между психологическими причинами является ещё одним фактором недостаточного уровня развития психодиагностических методов.
Субъективными источниками психодиагностических ошибок являются личностные качества специалиста, недостаточный уровень профессиональной подготовки, недостаточная профессиональная рефлексии и профессиональный опыт.
Личностная детерминация проявляется тогда, когда специалист исходит из эгоистических или альтруистических интересов при принятии решения. Подобные решения часто мотивируются собственными убеждениями или соображениями.
При недостаточной профессиональной подготовке специалисту не хватает знаний и умений в своей профессии при принятии решений.
Специалисту важно не только хорошо знать свой предмет, но и свободно разбираться в смежных дисциплинах. Низкая профессиональная рефлексия отражается на том, что специалист недостаточно осознает собственные действия в решении профессиональных задач, не может оценить их успешность, наметить путь профессионального роста.
Что касается профессионального опыта, то с одной стороны, он способствует формированию профессионального сознания, а с другой стороны, способствует появлению штампов, предубеждений, стереотипов, шаблонов деятельности.