Анализ (в переводе с греческого языка слово «analysis» означает деление, расчленение) - это изучение и детальное рассмотрение чего-либо, основанное на делении свойств предмета, разделении явлений на всевозможные составляющие.
Основы психологического анализа картины
Впервые психологический анализ картин (рисунков, иллюстраций, портретов и т.д.) был осуществлен в 1913 году Э. Торндайком, который провел большую работу по классификации рисунков и их качественной оценке. Позднее, исследователи в области психологии, составили разнообразные критерии и шкалы по оцениванию и анализу картин. На основании данных исследований разработано достаточно большое количество диагностических методик, в основе которых заложены рисунки.
В настоящее время имеется достаточное количество публикаций, посвященных анализу картин и рисунков. В отечественной психологии, использование графических тестов очень актуально, так как психологический анализ рисунка позволяет рассмотреть в произведении ряд существенных для психодиагностики моторных, интеллектуальных и личностных признаков. А анализ отдельных элементов рисунка позволяет сделать вывод о развитости определенных специфических функций, которые связаны с графической деятельностью (сенсомоторная координация, восприятие, представление).
Таким образом, психологический анализ картины (рисунка) позволяет выявить наличие психологических патологий и общий уровень психического развития.
Общая схема психологического анализа картины (рисунка, иллюстрации, портрета):
Установление, что представляет собой картина и чем она является:
- результат взаимодействия функционирования системы «глаза-ЦНС-руки» и сигнальных систем индивида;
- проекция своего «Я»;
- своеобразный рассказ в образах;
- способ самовыражения и духовного освоения окружающего мира;
- индикатор собственных индивидуальных способностей.
Диагностические признаки:
- состав линий изображения;
- пропорции, форма, цвет, размер;
- расположение изображения на листе (с краю, по центру, вверху или внизу);
- наличие штриховки, способ прорисовки линий (без отрыва, прерывистые и т.д.);
- степень нажима (сильный, слабый, средний, сочетанный);
- композиция построения сюжета картины;
- содержание сюжета изображения;
- уровень осмысленности.
Основные способы психологического анализа:
- типологический (целостный);
- поэлементный.
На что направлен психологический анализ картины:
- состояние общей и мелкой моторики автора;
- направленность и самооценка;
- возрастные и индивидуально-типологические особенности;
- уровень художественных способностей;
- общая и графическая культура;
- уровень интеллектуального развития;
- особенности темперамента;
- эмоциональное состояние;
- когнитивные стили;
- уровень развития воображения и фантазии;
- наличие и состояние межличностных отношений;
- уровень здоровья и наличие физических или психических патологий;
- особенности мотивации;
- психологический тип.
Таким образом, психологический анализ картины позволяет выявить общее психологическое состояние автора, уровень его психологического развития и возможное наличие психологических патологий.
Алгоритм психологического анализа стихотворения
Алгоритм психологического анализа стихотворения:
Выявление лирического сюжета – это сюжет, который отображает внутренний момент жизни индивида, его переживания и их динамику.
Лирический сюжет, в отличие от эпического, не имеет развернутого описания происходящий событий, у него нет начала и конца, сюжетной мотивировки. Основная цель лирического сюжета – это передать чувства и переживания, которые автор испытывает в настоящий момент.
Особое значение имеют именно переживания, так как под ними понимается любое чувство, настроение, эмоции и мысли, вызванные определенными жизненными обстоятельствами.
Обозначение темы – установление предмета поэтического высказывания, то есть того вопроса или жизненной ситуации, которые автор заключил в стихотворном переживании.
Определение идеи – обобщение значения лирического произведения. Идея анализируемого стихотворения вытекает из его содержания. Необходимо уточнить, что идея и тема могут быть выражены текстом, а могут содержаться на подтекстном уровне.
Истолкование названия – точное указание темы и идеи стихотворения, а в некоторых случаях жанра и сюжета.
Анализ композиции – выделение композиционных элементов: кульминационная часть, повествовательная, описательный фрагмент, строфы, которые выражают эмоции и чувства. Композиция стихотворения может быть кольцевой, основываться на контрасте явлений или на антитезе.
Характеристика образов – лирические образы достаточно емкие и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Истолкованию подлежит образ главного лирического героя, аллегорические и символические образы, образы-переживания и предметный мир.
Характеристика лирического героя. Характеристике подлежит тот герой, переживания которого являются основой стихотворного произведения. Необходимо понимать, что главного героя и автора стихотворения не нужно отождествлять.
Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание. Лирические картины и ситуации служат отправной точкой лирического высказывания.
Выявление организации поэтической речи (размер, ритм, рифма).
Анализ строфики. Строфика – это членение стихотворного текста.
Каждое стихотворение, с точки зрения психологии, формируется через проецирование (приписывание) своих эмоций и желаний другому человеку, которому стихотворение посвящается и который в этот момент играет роль моего идеального партнера. Отсюда категоричность и прямота поэтического языка.
Таким образом, стихотворения помогают автору выйти на проработку своих ранних эмоциональных отношений. Психологический анализ стихотворений в конечном итоге ведет к осознанию своих мотивов, вытесняемых желаний (чаще всего, это отвергаемая потребность в материнстве или отцовстве), положительному самопринятию и формированию устойчивой и высокой самооценки, умению принимать себя любым, независимо от отношения окружающих.