Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологический анализ картины и стихотворения

Определение 1

Анализ (в переводе с греческого языка слово «analysis» означает деление, расчленение) - это изучение и детальное рассмотрение чего-либо, основанное на делении свойств предмета, разделении явлений на всевозможные составляющие.

Основы психологического анализа картины

Впервые психологический анализ картин (рисунков, иллюстраций, портретов и т.д.) был осуществлен в 1913 году Э. Торндайком, который провел большую работу по классификации рисунков и их качественной оценке. Позднее, исследователи в области психологии, составили разнообразные критерии и шкалы по оцениванию и анализу картин. На основании данных исследований разработано достаточно большое количество диагностических методик, в основе которых заложены рисунки.

В настоящее время имеется достаточное количество публикаций, посвященных анализу картин и рисунков. В отечественной психологии, использование графических тестов очень актуально, так как психологический анализ рисунка позволяет рассмотреть в произведении ряд существенных для психодиагностики моторных, интеллектуальных и личностных признаков. А анализ отдельных элементов рисунка позволяет сделать вывод о развитости определенных специфических функций, которые связаны с графической деятельностью (сенсомоторная координация, восприятие, представление).

Замечание 1

Таким образом, психологический анализ картины (рисунка) позволяет выявить наличие психологических патологий и общий уровень психического развития.

Общая схема психологического анализа картины (рисунка, иллюстрации, портрета):

  1. Установление, что представляет собой картина и чем она является:

    • результат взаимодействия функционирования системы «глаза-ЦНС-руки» и сигнальных систем индивида;
    • проекция своего «Я»;
    • своеобразный рассказ в образах;
    • способ самовыражения и духовного освоения окружающего мира;
    • индикатор собственных индивидуальных способностей.
  2. Диагностические признаки:

    • состав линий изображения;
    • пропорции, форма, цвет, размер;
    • расположение изображения на листе (с краю, по центру, вверху или внизу);
    • наличие штриховки, способ прорисовки линий (без отрыва, прерывистые и т.д.);
    • степень нажима (сильный, слабый, средний, сочетанный);
    • композиция построения сюжета картины;
    • содержание сюжета изображения;
    • уровень осмысленности.
  3. Основные способы психологического анализа:

    • типологический (целостный);
    • поэлементный.
  4. На что направлен психологический анализ картины:

    • состояние общей и мелкой моторики автора;
    • направленность и самооценка;
    • возрастные и индивидуально-типологические особенности;
    • уровень художественных способностей;
    • общая и графическая культура;
    • уровень интеллектуального развития;
    • особенности темперамента;
    • эмоциональное состояние;
    • когнитивные стили;
    • уровень развития воображения и фантазии;
    • наличие и состояние межличностных отношений;
    • уровень здоровья и наличие физических или психических патологий;
    • особенности мотивации;
    • психологический тип.
«Психологический анализ картины и стихотворения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Таким образом, психологический анализ картины позволяет выявить общее психологическое состояние автора, уровень его психологического развития и возможное наличие психологических патологий.

Алгоритм психологического анализа стихотворения

Алгоритм психологического анализа стихотворения:

  1. Выявление лирического сюжета – это сюжет, который отображает внутренний момент жизни индивида, его переживания и их динамику.

    Лирический сюжет, в отличие от эпического, не имеет развернутого описания происходящий событий, у него нет начала и конца, сюжетной мотивировки. Основная цель лирического сюжета – это передать чувства и переживания, которые автор испытывает в настоящий момент.

    Особое значение имеют именно переживания, так как под ними понимается любое чувство, настроение, эмоции и мысли, вызванные определенными жизненными обстоятельствами.

  2. Обозначение темы – установление предмета поэтического высказывания, то есть того вопроса или жизненной ситуации, которые автор заключил в стихотворном переживании.

  3. Определение идеи – обобщение значения лирического произведения. Идея анализируемого стихотворения вытекает из его содержания. Необходимо уточнить, что идея и тема могут быть выражены текстом, а могут содержаться на подтекстном уровне.

  4. Истолкование названия – точное указание темы и идеи стихотворения, а в некоторых случаях жанра и сюжета.

  5. Анализ композиции – выделение композиционных элементов: кульминационная часть, повествовательная, описательный фрагмент, строфы, которые выражают эмоции и чувства. Композиция стихотворения может быть кольцевой, основываться на контрасте явлений или на антитезе.

  6. Характеристика образов – лирические образы достаточно емкие и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Истолкованию подлежит образ главного лирического героя, аллегорические и символические образы, образы-переживания и предметный мир.

  7. Характеристика лирического героя. Характеристике подлежит тот герой, переживания которого являются основой стихотворного произведения. Необходимо понимать, что главного героя и автора стихотворения не нужно отождествлять.

  8. Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание. Лирические картины и ситуации служат отправной точкой лирического высказывания.

  9. Выявление организации поэтической речи (размер, ритм, рифма).

  10. Анализ строфики. Строфика – это членение стихотворного текста.

Замечание 3

Каждое стихотворение, с точки зрения психологии, формируется через проецирование (приписывание) своих эмоций и желаний другому человеку, которому стихотворение посвящается и который в этот момент играет роль моего идеального партнера. Отсюда категоричность и прямота поэтического языка.

Таким образом, стихотворения помогают автору выйти на проработку своих ранних эмоциональных отношений. Психологический анализ стихотворений в конечном итоге ведет к осознанию своих мотивов, вытесняемых желаний (чаще всего, это отвергаемая потребность в материнстве или отцовстве), положительному самопринятию и формированию устойчивой и высокой самооценки, умению принимать себя любым, независимо от отношения окружающих.

Дата последнего обновления статьи: 31.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot