Ситуационный подход в психологии
В психологии существует теория ситуации, которая предполагает исследование и объяснение таких явлений как:
- психологические особенности естественных ситуаций жизни индивида;
- субъективная интерпретация ситуаций;
- поведенческая стратегия в рамках конкретной ситуации.
Суть этой теории сводится к тому, что необходимо объяснить динамику взаимодействия человека с возникшей ситуацией, а также изменения в психике человека и его поведении под влиянием ситуации.
Человек не просто реагирует на какую-либо ситуацию, он «определяет» её и себя в этой ситуации, конструируя, таким образом, социальный мир в котором живет.
Наиболее полно сущность ситуационного подхода представили американские психологи – Л. Росс, Р. Нисбетт. Эти ученые сформулировали три основные идеи, которые лежат в основе современной социальной психологии:
- ситуационизм,
- субъективизм,
- динамизм напряженных систем.
Ситуационизм признает важность особенностей ситуации при анализе вариативности поведения человека. Особое значение придается тем ситуациям, которые уникальны и требуют самых различных реакций.
Идея субъективизма предполагает субъективную интерпретацию реальности и рассматривает её влияние на поведение человека. Это не зеркальное отражение внешней ситуации, не продукт произвольного «конструирования реальности», это взаимодействие между человеком и ситуацией. Речь в данном случае идет о том, что человек не осознает этого влияния и не учитывает изменчивость и разнообразие субъективных интерпретаций одной объективной ситуации.
В основе динамизма напряженных систем лежит идея конфигурации сил, которые действуют в психологических и социальных системах, к которым принадлежит субъект, являясь их частью. Данные системы внутренне находятся в напряжении, а баланс противоположно направленных сил, находящихся в равновесии, поддерживает их стабильность.
Это, в общем-то, устойчивое равновесие до определенного времени может противостоять напору внешних воздействий. Нарушение равновесия приводит к изменениям лавинообразного характера, потому что происходит высвобождение мощных, существовавших внутри системы, сил.
Таким образом, Росс и Нисбетт доказывают, что прогнозы поведения конкретного человека, основанные на его личностных свойствах, в новой неизвестной ему ситуации являются малоэффективными.
В разных ситуациях согласованность поведения человека довольно низкая. В повседневной жизни человека существует ограниченный круг повторяющихся ситуаций. Прогнозируя поведение человека и наблюдая за ним, мы исходим из того, что следующая ситуация не будет сильно отличаться от существующей. Это дает возможность успешно прогнозировать поведение и более эффективно взаимодействовать с людьми.
Диспозиционизм срабатывает тогда, когда о нетипичных и нестандартных ситуациях речи не заходит. В этом случае индивидуальные различия исчезают, и большая часть людей действует исходя из внешнего давления, ограничения и, стоящих за этим манипуляторов.
Проблемные ситуации в детском коллективе и их анализ
Воспитатели детских дошкольных учреждений регулярно сталкиваются с большим числом противоречий в развитии ребенка, и результат может быть не всегда положительный. Специалисты все проблемные ситуации, встречающиеся в детском дошкольном учреждении, сводят к 12-ти типичным противоречиям. Рассмотрим некоторые из них.
Первое противоречие связано с отставанием в развитии способностей ребенка, например, рассеян, неусидчив, не усваивает количественные представления. Возникает противоречие между уровнем развития ребенка и предъявляемыми к нему требованиями. Предъявляемые требования соответствуют возрастным особенностям, но не возможностям данного ребенка. В данном случае проблема может быть решена с помощью индивидуальной работы с ребенком, а также с помощью психолога.
Противоречие между поступками ребенка и существующими нормами и правилами поведения. Ребенок уносит из детского сада понравившуюся ему игрушку, мешает другим, не здоровается при встрече и не прощается. Данное противоречие говорит о том, что у ребенка не сформировано моральное и нравственное сознание, он не понимает общественные нормы поведения и смысл запретов. Это уже вопросы межличностных социально-психологических отношений.
Адаптационное поведение ребенка является следующим классом противоречий. Оно проявляется в том, что ребенок не хочет идти в группу или не желает из группы уходить. Суть такой ситуации лежит в глубине нервно-психических свойств ребенка и связана с подвижностью или инертностью нервных процессов. Даная ситуация требует от воспитателя и от родителей особой терпимости и такта в отношении ребенка, согласованности семьи и детского сада. Эта проблема касается взаимодействия родителей и воспитателей.
Противоречия могут возникнуть в отношениях ребенка и других детей – желание быть в центре, не желание играть с другими детьми, конфликт с ними, проявление эгоизма и др. Это ситуации взаимоотношений «Я – Они», а чувство «Мы» отсутствует.
Проблемная ситуация, возникшая из восприятия ребенком отношения к нему. Это может быть обида или жалоба на воспитателя, плаксивость, отмщение за наказание и др. В таких ситуациях психологическое содержание заключается в переживании чувства собственного достоинства. Противоречие идет по линии самооценки ребенка и оценки его со стороны. Происходит реакция на несовпадение оценок и стремление сохранения самоуважения. Идет формирование чувства социальной справедливости. Выход из данной ситуации – психоанализ и коррекция отношения воспитателя к ребенку.
Отношение ребенка к себе является ещё одним классом противоречий. В отношении себя ребенок может снижать самооценку, а это уже сигнал к зарождению комплекса неполноценности. Причиной этого может быть неодобрительная реакция окружающих на неудачное действие или поступок ребенка. Например, ребенок что-то сделал не так, что вызвало смех, после такой реакции он будет стесняться окружающих в совершении подобного действия. Это уже сфера групповых отношений и такую реакцию необходимо блокировать.
Кроме этого противоречия могут возникнуть в отношении ребенка к трудовым обязанностям, в отношениях к животным, к собственным вещам, к пище.
Довольно серьезный класс противоречий возникает в отношениях воспитателя к ребенку, избирательное отношение взрослых. Дети это очень хорошо чувствуют и воспринимают как несправедливость со стороны взрослого человека.
При анализе каждой конкретной ситуации важно учитывать условия, в которых она протекает и своеобразие участников взаимодействия.
Классификация ситуаций по разным признакам
Совокупность каких-либо событий и тех или иных обстоятельств, возникающих под воздействием как внешних, так и внутренних факторов, получили название ситуаций.
Развитие ситуаций идет во времени и в пространстве и требует перехода в новое состояние.
Существуют признаки, по которым ситуации классифицируются:
- по масштабу действий они бывают общесистемные, подсистемные, возникающие в элементах;
- по содержанию ситуации бывают экономические, организационные, социальные, психологические и др.;
- по степени сложности выделяют простые и сложные, т. е. проблемные;
- по структуризации они могут быть хорошо структурированные и трудно анализируемые;
- по новизне – стандартные, нестандартные, которые не имеют аналогов, поэтому к их решению подходить надо творчески;
- по временному признаку ситуации бывают краткосрочные и долгосрочные;
- по причинам возникновения ситуации могут быть случайными, искусственно создаваемыми, ситуации, возникающие с появлением новых целей.
Исходя из степени влияния ситуации на достижение целей, их можно разделить на отдельные элементы.
Для полной характеристики ситуации желательно ответить на вопросы – каковы субъект, объект, средство, цель; когда возникла ситуация; в какое время, где и как она возникла.
Объединение ситуаций в классы происходит по двум основаниям - близкие по сходству способов решения и близкие по одному или нескольким объективным параметрам.
На мотивацию испытуемого влияет диагностическая ситуация, модифицируя его поведение. К сожалению, ещё не проводились систематические исследования в области классификации ситуаций, но их способы могут быть разными.